Барышникову — 70?!
В это трудно поверить, но сегодня один из величайших танцовщиков современности Михаил Барышников отмечает такой серьезный юбилей.

Писать про таких, как он, очень трудно: сделать хронологический портрет «Рига-Ленинград-1974-США» кажется слишком поверхностным, а спекулировать на тему «правильно ли он поступил или нет» — да сколько уже можно.

Он нас взрастил, вдохновил, заставил гордиться профессией. И пусть мы не видели его танцующим на сцене, счастье осознавать, что свой талант он продолжает реализовывать во всю его силу.

С днем рождения, дорогой Михаил Николаевич!
До «Секса в большом городе» про Барышникова знали только балетоманы и балетно-ориентированный мир, после «Секса» о нем узнали все. Началась повальная мода, переходящая в небольшую, порой, истерию. Сейчас билеты на его спектакли в Риге сметаются за считанные секунды, а ценник у перекупщиков вырастает в несколько неприличных раз. Но дарим вам лайфхак: в других городах, куда гастролирует Барышников, можно спокойно купить себе билет в вип-партер за 32 евро. Проверено не один раз.

Очень часто сталкиваешься с тем, что знания о нем ограничиваются сценой под Высоцкого, рекламой rag&bone и дружбой с Бродским. Мы решили вспомнить различные его роли и партии разных периодов его жизни: от выпуска из ленинградского балетного училища и съемок в советских спектаклях до партий у Баланчина и покорения Бродвея.
выпускной в ленинградском училище.
Pas de deux из балета «Дон Кихот»
1967
В 1967 году Барышникову было 19 лет и он выпускался из балетного училища в Ленинграде (сейчас оно носит название — Академия им. А.Я.Вагановой). На выпускном концерте он вместе с партнершой Элеонорой Куватовой исполнил pas de deux из балета «Дон Кихот». Этот балет станет на какое-то время его визитной карточкой: цирюльник Базиль очень подходил ему по типажу. Здесь, несмотря на небольшие помарки во вращении, виден апломб настоящего артиста, а не студента, боящегося сцены.
Выпускной спектакль ленинградского хореографического училища 1967 года
Барышников переехав из Риги в Ленинград, поступил в класс к прославленному балетному педагогу Александру Пушкину. Тот обучал в свое время Рудольфа Нуреева, а потом в одном классе — Барышникова и Александра Годунова (третьего известного «невозвращенца»). В интернете сохранилось несколько видео из класса Пушкина, где на примере Барышникова демонстрируется техника мужского танца: что любопытно, даже сейчас изучая их, мы не делаем поправки на давность. Чистые позиции, четкое соблюдение базовых выходов в прыжки, не «смазанные» вращения — все прекрасно.
На основе этих видео молодой тогда хореограф Бенжамен Мильпье (когда он еще не стал директором балетной труппы Парижской Оперы) поставил на Барышникова работу «Years Later»: трогательное соло, где на сцене мы видим человека великой судьбы и прекрасной карьеры, а на экране — его же, но в самом начале этого удивительного пути. Когда молодой Барышников делал какой-то базовый прыжок, пожилой Барышников пытался за ним повторить его. Но когда дело доходило до сложных вращений, он лишь пожимал плечами и схематически повторял их «руками», как его часто делают артисты, «прогоняя» партию не в полную ногу.
А что касается «Дон Кихота», то оставшись за границей, Барышников поначалу зарабатывал именно им. В 1978 году он ставит на сцене ABT, где он числился principal dancer, свою редакцию этого балета. И уже в 1983 году он был записан на пленку, которая часто всплывала потом контрабандой в СССР.

«Вестрис» Леонида якобсона
1969
В 1969 году в Москве проходил первый международный конкурс артистов балета, в котором принимал участие 21-летний Михаил Барышников. В финальном концерте лауреатов он исполнял вариацию Солора из балета «Баядерка», но интересен этот конкурс другой работой Барышникова — миниатюрой «Вестрис», поставленной специально для него талантливым советским хореографом Леонидом Якобсоном. Говорят, Майя Плисецкая, сидевшая тогда в жюри конкурса, поставила ему оценку 13. При наивысшей — 12.
«Вестрис» Леонида Якобсона
Из истории балета нам известно о двух Вестрисах, каждый из которых в свое время именовался «богом танца»: Гаэтано Вестрис и его сын Огюст. О каком из них идет речь в миниатюре Якобсона — не до конца понятно, а скорее всего, этот образ и вовсе был собирательным. Здесь на видео зафиксированы уникальные кадры подготовки к номеру: Леонид Якобсон репетирует с молодым Барышниковым пантомимные фрагменты миниатюры. Барышников увозит с собой за границу работу Якобсона и часто исполняет её на различных гала-концертах. И несмотря на то, что и сейчас «Вестрис» иногда встречается в программах, перетанцевать и переиграть Барышникова так никому и не удается.
«Сотворение мира»
В.Василёва/Н.касаткиной
1971
В 1971 году молодой творческий тандем Наталья Касаткина и Владимир Василёв создают оригинальный балет «Сотворение мира», основой которого послужил одноименный сборник карикатур французского художника Жана Эффеля. Смешные истории Эффеля хорошо перешли на сцену: его герои понравились зрителям, и постановка шла с большим успехом несколько лет.
Но успех этот зависел не только от сюжета и хореографии, но еще и от феноменального состава:
Отрывок из балета «Сотворение мира»
роль Евы исполняла молодая балерина Ирина Колпакова, Адама — Михаил Барышников, а Бога — невероятно талантливый и очень рано ушедший от нас Юрий Соловьев.
Знаменитый фотограф Нина Аловерт писала, что этот балет закрепил за Барышниковым позицию лучшего артиста труппы: «Уже больше не было сомнений, что артист Барышников — уникальное явление, танцовщик высочайшего класса». В этом юмористическом балете он проявил на сцене свой актерский талант в полной мере: его Адам познавал мир, как маленький ребенок, дурачась и бедокуря.
Отъезд Барышникова, конечно, подпортил жизнь этого спектакля: в ЦК говорили, что именно с «Сотворения мира» началось «падение» молодого артиста, а в самом спектакле «вдруг» нашли много неприятных аллюзий на власть и религию.

Михаил Барышников в роли Адама.
Фото — Нина Аловерт
телеспектакль «фиеста» сергея юрского
1971
Все мы помним о «Сексе в большом городе», где Барышников сыграл роль возлюбленного Кэрри Брэдшоу, а также роли в других голливудских фильмах (один из которых — «Поворотный пункт» — принес артисту номинацию на премию Оскар), но мало кто помнит о советском телеспектакле Сергея Юрского «Фиеста» по роману Хэмингуэя, где молодой артист балета Барышников сыграл роль Матадора Педро Ромеро. Как вдруг балетный артист оказался в команде профессиональных театральных актеров, да еще и из одного из лучших театров страны — БДТ?
Отрывок из телеспектакля «Фиеста»
Сергей Юрский:

«Как драматическому артисту доказать, что он тореро? Конечно, здесь вопрос прежде всего в пластике. Балетный актер — то, что было нужно. Именно Барышников мог лучше всех сыграть настоящую Испанию».
«Жизель»
1974
В 1974 году Барышников отправляется на гастроли в Канаду, где принимает решение не возвращаться в СССР. До него на такое публично отважились двое других советских танцовщиков: Рудольф Нуреев в 1961 году и Наталья Макарова в 1970 году. Удивительно, что про Барышникова не написано ни одной хоть сколько бы объективной монографии, а в разных мемуарах людей, с ним пересекающихся, информация о «побеге» отличается. Кто-то пишет, что остаться на Западе ему предложил его давнишний друг, на тот момент уже работавший в American Ballet Theatre, Александр Минц. Другие пишут, что идея принадлежала авторитетному критику из New York Times Клайву Барнсу (которой как-то сказал о Барышникове: «он самый идеальный танцовщик из всех, кого я видел»).

Наталья Макарова и Михаил Барышников в балете «Жизель»
Уже с 1974 года Барышников начинает работать в одной из главных американских трупп — American Ballet Theatre (ABT). Первым выступлением для американской публики стал балет «Жизель», которую он исполнил с Натальей Макаровой.
Его Альберт действительно искренне по-юношески влюбляется в Жизель, несмотря на помолвку с другой. Его неосторожные необдуманные действия приводят к трагическому финалу, который опустошает его.
Алессандра Ферри и Михаил Барышников в балете «Жизель».
Отрывок из фильма "Танцоры", 1987 год
Кто-то из критиков писал, что во втором действии Барышников добавлял движение, как будто пытаясь проснуться от страшного кошмара: ему хотелось, чтобы это все было сном. Но белая лилия, которую он держит в руках, напоминает ему о всем том ужасе, причиной которого он являлся.
Для Барышникова партия Альберта была одна из любимых: ему нравились интересные персонажи, а не просто «переносчики» балерины из одного угла в другой. И в Кировском театре он впервые вышел на сцену именно в этом балете, правда, во вставном крестьянском па-де-де.
В 1987 году на экраны вышел фильм Герберта Росса «Танцоры», где весь сюжет закручен именно вокруг «Жизели». И несмотря на то, что фильм получил довольно скудные оценки зрителей и критики, нам он интересен прежде всего бесценными фрагментами исполнения этого балета вместе с юной Алессандрой Ферри.
Наталья Макарова и Михаил Барышников в балете «Жизель»
Фото — Martha Swope
«другие танцы» джерома роббинса
1976
Как мы узнаем чуть ниже, главный хореограф США 20 века Джордж Баланчин так никогда и не создал ничего специально для Барышникова, а вот второй хореограф Америки Джером Роббинс создал несколько прекрасных номеров для него.
Думая о Роббинсе, кажется, что его хореография должна быть в стиле его триумфальной оскароносной картины «Вестсайдская история», но здесь хореограф берет музыку Шопена и создает нежную неброскую историю отношений. Здесь не будет бравурных туров и фуэте, только легкие, почти невесомые, движения и тонкий флирт между героями «Других танцев». Танцы в нем, и правда, другие.
Этот небольшой номер был придуман для гала-концерта в честь Нью-Йорской публичной библиотеки. Но оказалось, что он настолько хорош, что его перенесли в основной репертуар NYCB.

Наталья Макарова и Михаил Барышников в «Других танцах» Джерома Роббинса
«дело доходит до драки» твайлы тарп
1976
Если бы в жизни Барышникова не появилась бы Твайла Тарп, он, вероятно, мог бы так и остаться «тем самым советским танцовщиком классического балета». Но благодаря ей он стал американским танцовщиком, показавшим, что ему под силу любая хореография, а не только аксиомы классического балета.
Тарп ставит сложную хореографию и любит смешивать разные стили. «Дело доходит до драки» и вовсе назвали первым кроссовером в балете: определить точный стиль хореографии в данной работе окажется трудной задачей.
Артист, воспитанный в строгих рамках академического балета, трудно перестраивается на современную хореографию, танец модерн или джаз. Он все равно непроизвольно будет «держать» спину и выворачивать ноги en dehors.

Михаил Барышников и Твайла Тарп
Но тут, через два года после «побега», Барышников демонстрирует фантастическую пластику и легкость владения своим телом. Критики писали, что он как будто бы много лет танцует сложную закрученную хореографию Тарп.
Она, конечно, оказалась его «крестной матерью» в США. Именно после её постановок Америку захлестнул бум безумия по «Misha». Он был везде: в рекламе, на билбордах, по телевидению. Он стал главным танцовщиком Америки. Не заезжим советским артистом, а своим — родным.
Для него же она создает и хулиганские «Песни Синатры», и знаменитые «Кони привередливые» Высоцкого для «Белых ночей» и многое другое. А вот здесь можно посмотреть редчайшую запись их совместной репетиции.
New York City Ballet
и балеты Джорджа Баланчина
1978/79
После четырех лет работы в ABT Барышников на один сезон переходит в труппу Джорджа Баланчина — New York City Ballet.
Конечно, их пути должны были бы пересечься однажды. Баланчин, уехавший навсегда из России в 1924 году, создал в США профессиональную балетную школу. К 1978 году Баланчину было уже 74 года, и у него уже не было сил создавать новые балеты на Барышникова. Но последнему не хватало в копилке своих партий балетов из репертуара Баланчина. Надо сказать, что за сезон, проведенный в NYCB, Барышников выучил 16 абсолютно новых для себя балетов: это крайне много, а учитывая сложнейшую технику Баланчина, еще и изматывающе.
Балетный мир с придыханием следил за этими плодотворными 15 месяцами их совместной работы: говорили, что Баланчин не любит «звезд», а тот отвечал на это, что в Барышникове он видит, прежде всего, великого артиста и исполнителя, а не «звезду». К счастью, многие из работ того периода были зафиксированы на пленку: так, мы можем посмотреть труднейшее Pas de deux Чайковского, блестящего «Аполлона», бравурную «Тарантеллу», романтическую «Сомнамбулу», трагического «Блудного сына», или большую съемку под названием «Барышников танцует Баланчина».
Но после сезона в NYCB Барышников возвращается на руководящую должность в ABT, где останется до 1990 года.

Михаил Барышников в постановке Джорджа Баланчина «Аполлон».
«Кармен» ролана пети
1980
Один из самых красивых и сексуальных балетов 20 века — «Кармен» — был создан французским хореографом Роланом Пети в 1949 году. Роль роковой соблазнительницы была создана на его супругу Зизи Жанмер.
В 1980 году Пети приглашает Барышникова принять участие в съемке телеверсии этого балета. Французский хореограф Жозеф Ладзини как-то рассказывал в личной беседе об интересной истории, произошедшей на этих съемках.
Снимали этот фильм французы и съемка была назначена на 10 утра. Барышников, будучи ответственным артистом, пришел за пару часов разогреться и подготовиться к съемкам. В павильоне никого не оказалось. Когда в 10 утра он понял, что так никто и не пришел, он подождал немного, и разъяренный собрал вещи и уехал. Как рассказывал Жозеф, чуть ли не в аэропорт.

Зизи Жанмер и Михаил Барышников в балете Ролана Пети «Кармен»
Фото — Нина Аловерт
Когда ближе к 12 часам в павильон стала подтягиваться съемочная группа и Ролан Пети, они, естественно, не обнаружили там Барышникова. Дозвонившись до него, пытались выяснить, почему он не на съемках, ведь было же сказано, что начинаем в 10, а сейчас уже полдень. Пети искренне не понимал, отчего Барышников так рассержен. Ведь во Франции платят не по часам, а за факт работы — сделаешь ты ее за час, или за день, не важно. Поэтому никто никуда не торопится: работа не убежит, а от жизни надо получать удовольствие. Это в Америке все четко прописано, поэтому каждый час простоя выливается в зря потраченные миллионы долларов. Как бы то ни было, этот конфликт, показывающий разницу европейского и американского подхода к работе, был исчерпан, Барышников вернулся к работе, результатом которой стал прекрасный фильм.
«Барышников на бродвее»
1980
После работы с Твайлой Тарп стало ясно, что Барышников — синтетический артист и он может танцевать абсолютно любой стиль хореографии.
И тогда появилась такая часовая программа — «Барышников на Бродвее» — в которой сам танцовщик и звезда музыкальных фильмов Лайза Минелли (отличный тандем, она пропевает весь репертуар, он — протанцовывает) проводят экскурс в историю американского мюзикла. Чередуются номера из знаменитых «Король и я», «Кабаре», «Скрипач на крыше» и других, но заканчивается все это великолепие прекрасным номером из «Кордебалета», сюжет которого рассказывает о жизни главного действующего лица всех мюзиклов — массовки. И здесь Барышников сливается с массой блестящих артистов, становясь одним из тех, без кого ни один солист не справится.

Обложка программы «Барышников на Бродвее»
«Барышников в голливуде»
1982
После Бродвея Барышников решает покорять Голливуд. Совершенно уморительно милая комедия про танцовщика «мистера Барышникова», которого переманивают в Голливуд и пытаются сделать суперзвездой («будете, как Валентино»).
Уроки дикции, нелепые пробы и микроскопические роли без слов в немом кино, занятия хореографией с бездарным хореографом, смешная сцена с Ширли Маклейн в роли педагога по актерскому мастерству, ковбойские гэги и тонна танцев — за час там столько всего происходит, что лучше посмотреть самим.
Михаил Барышников в телефильме «Барышников в Голливуде»
«Белые ночи»
(«Юноша и смерть»)
1985
В 1985 году на экраны выходит фильм Тейлора Хэкфорда о танцовщике Николае Родченко, который сбежал из СССР. Во время длительного перелета на очередные гастроли самолет, в котором находится Родченко, вынужден совершить посадку в Сибири, а это значит, беглого «предателя» ждет встреча не с самыми приятными людьми из всемогущего КГБ.
Кому, как не Барышникову, суждено было сыграть такую роль. Роль артиста, талант которого запирают репертуарными рамками, и которому не дают исполнять то, на что он способен. Плюс звездный состав: от юной Изабеллы Росселини, для которой это стало дебютом в американском кино до Хелен Миррен, которая прекрасно сыграла роль педагога классического балета, идеализирующего страну, в которой она осталась.
Конечно, в самом фильме полно «клюквы», но если на нее закрыть глаза, то там останутся прекрасные танцевальные номера, от всем известных «Коней привередливых» и урока степа от Грегори Хайнса до того, ради чего вообще только этот фильм стоило снять: начальные титры фильма идут под сокращенную версию одной из самых известных работ Ролана Пети «Юноша и смерть».

Михаил Барышников репетирует с Твайлой Тарп номер под песню Высоцкого.
Трагедия наша заключается в том, что это единственное видео, где мы можем видеть Барышникова в этой-как-будто-созданной-для-него-партии. И даже в этом кратком отрывке у нас сжимается сердце, то что бы было, если бы существовала запись целиком исполненного балета. В интернете можно также найти небольшое видео с репетиции, тоже рекомендуем посмотреть, чтобы осознать масштабы потери.
Несколько лет назад Барышников отдал все свои архивы в нью-йоркскую публичную библиотеку, в отдел под названием «Jerome Robbins division», который специализируется как раз на танце. Руководство библиотеки объявило, что с этими редкими видео, письмами, афишами и так далее они будут разбираться еще несколько лет, оцифровывая все это и каталогизируя. Но что самое любопытное, оказалось, что там много того, что никогда не было опубликовано. Так что надежда на обнаружение записи «Юноши и смерти» все же есть.
«The place» Матса Эка
2009
«The place» стало одной из последних работ, где мы видим танцующего Барышникова. Спектакль, собравший в одном месте трех гениев современности: шведского хореографа Матса Эка, его жену Ану Лагуну и Михаила Барышникова. История отношений немолодой пары, в которой есть место воспоминаниям, нежности и юмору, в который раз восхищает своей простотой. Конечно, «The place» принадлежит только им: второго состава быть не может. И слава богу, его зафиксировали на видео.

Михаил Барышников и Ана Лагуна в постановке Матса Эка «The place»
«Письмо человеку»
роберта уилсона
2016
Как-то несколько лет назад я увидела случайный постер в фейсбуке, что легендарный режиссер Роберт Уилсон поставил спектакль по Хармсу на Уильяма Дефо и Михаила Барышникова. Старт продаж объявили через пару недель, и уже в 00−00 по афинскому времени (спектакль играли в Греции) я спокойно купила себе два билета, по 25 евро каждый. Оказалось, что второй билет у меня сгорал, я пыталась продать его через друзей, соцсети и объявления со словами «это же сам Барышников», и никто не отозвался. Ни один человек. Мне удалось поменять билет на другой день, и на эту «Старуху» я сходила дважды. Дважды не веря своему счастью. Нежно бархатный голос Уильяма Дефо требовал, чтобы я закрыла глаза и наслаждалась только им. Но как закрыть глаза, если перед тобой в нескольких метрах стоит сам Барышников? Спектакль потряс. Это сейчас все наизусть знают эти приемы Уилсона, а тогда эта игра со светом, геометрией и текстом ошеломила. Я до сих пор помню интонацию, с которой Барышников произносил некоторые фразы, а некоторые сцены открыткой запечатлелись на сетчатке глаз.
Потом был Нижинский и Бродский. И тоже удивительно: все рвались на Бродского в Ригу за безумные деньги, а за пару месяцев до этого в Лионе Барышников играл «Письмо человеку» при мало заполненном зале. И билетах от 12 евро. Его Нижинский за час с небольшим, что длится спектакль, настолько оголился перед зрителем, что ты не мог не почувствовать, как эти слои на самом деле сняли с тебя.

Михаил Барышников в спектакле Роберта Уилсона «Письмо человеку»
Ты сидел в зале и смотрел на трагический ужас, творящийся в душе Нижинского, и ничем не мог помочь. Я помню, что меня так сильно потряс этот спектакль, что я впервые за долгое время написала свои впечатления «в стол», настолько не хотелось делиться этим редким в театре ощущением. Поэтому если вы думаете, что Барышников в драматическом театре ничем не может вас удивит, ведь «он же не танцует, на что там смотреть», просто купите билет на его спектакль, и вполне возможно это станет сильнейшим вашим театральным впечатлением.

Конечно, этот список далеко не полный: в его карьере было много прекрасных спектаклей, проектов и резких поворотов. В 1990 году он покинул ABT и стал заниматься современной хореографией в White Oak Dance Project, а позже и в BAC (Baryshnikov Arts Center), который сейчас создает прекрасные проекты. Он активно участвует в социальной жизни своей страны, не боится высказывать свою точку зрения. Недавно он поддержал Кирилла Серебренникова, адресовав ему открытое письмо. Его старшая дочь Шура Барышников занимается современной хореографией и преподает в университетах, но нигде не трубит о своих звездных родителях (её мать — американская актриса Джессика Ланг). Младшая дочь Анна уже снимается в кино, из недавнего её можно было увидеть в фильме «Манчестер у моря». Он производит впечатление закрытого человека, не привыкшего делиться деталями своей жизни. Но так же он производит впечатление человека счастливого. А это значит, что он не предал свой талант и все правильно сделал.
Текст: Вита Хлопова

Дата публикации: 27.01.2018

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку
Только лучшие материалы месяца
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.