Город в танце
В Лионе завершился 18-ый фестиваль современного танца Biennalé de la danse.
Три недели насыщенной программы, в которой невозможно выбрать хедлайнера, растянулись по всему театральному Лиону, ставшим на это время столицей современной хореографии.
Как проходит один из крупнейших фестивалей танца в мире — в нашем репортаже.

Автор текста — Вита Хлопова
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля Biennalé de la danse
Лионское биеннале танца существует уже 34 года, и последние годы программа растягивается на пару-тройку недель насыщенного наполнения. Отсмотреть всю программу физически очень трудно, поэтому часто зрители и профессионалы выбирают себе самую интересную часть, на которую и приезжают.
В этом году программа была, конечно, феноменальная. Хотелось остаться на все три недели и отсматривать все, от классиков, как Мерс Каннингем, до видео-воспоминаний культовых работ Жерома Беля. Трудно было принять решение — увидеть Каннингема и Марэн в начале фестиваля, или Прельжокажа и Наджа в конце — но плотный московский график балетных премьер отодвигает Лионское биеннале на самое начало. В моей программе были Мерс Каннингем, Жером Бель, Мэги Марэн, Peeping Tom и главное событие фестиваля — дефиле танца, занимающее весь центр города.
Не знать, что в Лионе проходит танцевальное биеннале, невозможно: реклама висит практически везде. Вход на вокзал Part-Dieu — «Входите в мир танца» и большой постер с Прельжокажем на нем. Спускаешься в метро — экраны без конца крутят лучшие фрагменты программы. Заходишь в продуктовый Monoprix — а там вообще транслируют Жерома Беля без конца. Практически на входе в каждый магазин, будь то бутик Диор, будь то пекарня, будет висеть афиша на дверях. На остановках наземного транспорта нет вообще ничего, кроме рекламы фруктового пюре и биеннале танца. Поэтому, когда при заселении с гостиницу ты говоришь, что приехал на биеннале танца, ни у кого не возникает вопроса, какое-такое биеннале. Более того, они тебе еще и гид выдадут по всей программе.

Слева можно увидеть афишу с маршрутом дефиле танца.
Фото — NFP
Вообще, Лион можно назвать столицей современного танца Франции: многие известные на сегодня хореографы начинали свой путь, как раз танцуя на ступеньках Лионской Оперы, как и сейчас это делает молодежь. А сама Лионская Опера с её легендарным директором Йоргосом Лукасом, который дал в свое время карт-бланш многим неизвестным на тот момент хореографам, таким как Мэги Марэн или Анжелен Прельжокаж, задает тон своей старшей парижской сестре. Да и Форсайта Франция узнала тоже благодаря Лионской Опере. Именно поэтому это место (даже несмотря на небольшой скандал прошлого года) до сих пор считается культовой площадкой современного балета и танца.
Лионская Опера
Фото — (c)AirFrance
Фестиваль длится почти три недели и раскидан по всему городу: лучшие театральные площадки принимают у себя труппы, заявленные в программе. Конечно, это и Лионская Опера — оригинальная архитектурная постройка со знаменитым балетным классом, находящимся в узнаваемом овале под сводом здания. Другое культовое место — Дом танца — круглое стеклянно-бетонное здание, находится не в самом центре города, но в этом и есть смысл распространения современного танца во Франции. Главный музыкальный театр города строят в театральном квартале, но центры современного танца уносят на периферию,

Дом танца в Лионе
Фото — NFP
чтобы заодно и облагораживать районы, и привлекать подростков к танцу, и приводить в эти районы публику, которая никогда бы до них не доехала. Дом Танца — один из самых крупных театров Франции, развивающий современный танец в стране. Помимо отличного и продуманного репертуарного наполнения в Доме Танца есть так называемые артистические резиденции для молодых хореографов. А знакомый многим сайт Numeridanse, где можно просматривать тысячи различных видео современного танца, также кстати является проектом Дома Танца.

Какие-то спектакли проходят в легендарном TNP, национальном народном театре Жана Вилара, или в театре Селестан. Получается, за весь фестиваль можно посетить почти все главные театральные/танцевальные площадки города. Что, кстати удивляет в их театрах: если в первых рядах партера виднеются бреши, то капельдинеры зовут желающих с задних рядов пересесть на более удобные места. На самом деле, логика в этом очень простая: артист со сцены видит только первые 2−3 ряда партера. Дальше — черное пятно. И если он вдруг видит, что на первых рядах никого, настрой его может быть сбит. А убедить его постфактум, что весь театр был забит, кроме пустеющих первых рядов, затея пустая.
Участники Дефиле Танца
Фото — NFP
Главное событие фестиваля, делящего его программу на две части — это знаменитое Дефиле танца, занимающее в выходной день весь город. Центральные станции метро закрыты, транспорт не ходит по центру, а на оставшиеся способы передвижения продают в этот день проездной за 3 евро «дефиле танца».

Что представляет из себя дефиле танца?
Перекрыта главная артерия города — улица Републик, по которой за три часа проходят различные танцевальные ассоциации, показывающие свои номера. В этом году темой дефиле стал «мир» (как антоним «войны»), и ассоциации должны были придумывать свои номера, костюмы и декорации, исходя из этого составляющего. Вообще, это дефиле частично напоминает о конкурсе Redbull, с тем только отличием, что построенные тут конструкции не должны летать. Но самодельные танки, слепленные из картона, палок и колес, тут частенько проезжали.
Заканчивается это все на главной огромной площади Лиона — Белькур. Перед тем, как всей толпой спеть Imagine Джона Леннона, предварительно выучив с директором Биеннале Доминик Эрвье несложную хореографию, мы посмотрели философскую и эффектную постановку Иоанна Буржуа «Фуга». Завершилось дефиле выстрелом белоснежного конфетти, вырезанных в виде голУбок. Говорят, в итоге, Дефиле просмотрело около 250 тысяч человек. Непостижимо, конечно.

Участники Дефиле Танца
Фото — NFP
Café danse

Временно возведенное в центре города Café danse стало местом встреч журналистов и специалистов, приехавших на фестиваль. Утром там проходили паблик-токи с хореографами, таким образом, можно было услышать всех хедлайнеров и задать им вопросы. Но обычно там можно было встретить журналистиов различных изданий, работающих над своими статьями, так как для работы в Café danse были предоставлены все удобства: от хорошего wi-fi до прекрасного ланча на террасе. За углом кафе находится главный штаб и пресс-центр фестиваля: все проблемы решаются сразу на месте. К тому же, очень удобно встал в углу pop-up магазин Musicalame: главный книжный в Лионе, специализирующийся на театрально-музыкально-хореографической литературе. Получить схему проезда в Théâtre National Populaire, выпить чашку кофе за беседой с прекрасным пресс-центром фестиваля, полистать книжные новинки о танце и поработать над статьями — все можно сделать в одном месте.

Pop-up store Musicalame в Café danse
Фото — NFP
Обычно вечером после всех спектаклей там проходили еще и небольшие встречи всей танцевальной тусовки, которая приехала на фестиваль, но честно признаться, при такой насыщенной программе, дойти до бокала шампанского было уже невозможно.


Что было?

Чтобы не утомлять вас лонгридами об увиденном на фестивале, я решила разбить статью на несколько небольших рецензий, а вы уже выбирайте, о чем вам интересно читать.

Напоследок лишь скажу, что, конечно, о таком биеннале танца очень мечтается и в Москве. Чтобы три недели насыщенной программы, чтобы хедлайнер был не один, чтобы в фестивале участвовал весь город (и обязательно давали проездной танца в метро), чтобы кино о танце крутили по всему городу, чтобы рекламные ролики кричали из всех витрин, чтобы на денек перекрыли центр и показали всех тех, кто живет танцем, пусть даже и непрофессионально. Такой праздник танца бы и нам очень пригодился.
No fixed points благодарит фестиваль Biennalé de la danse за гостеприимство и сотрудничество.
Made on
Tilda