Лихорадка контекстных дней

Наша последняя публикация, посвященная IV международному фестивалю современной хореографии «Context.Diana Vishneva», на этот раз написана нашим постоянным автором Мариной Зимогляд, которая без устали наблюдала за всем, что происходит в рамках столь обширной программы.

Фото обложки — Ирина Туминене
«Context. Диана Вишнева», за несколько лет выросший из личного проекта выдающейся балерины в полномасштабный танцевальный фестиваль современной хореографии, является особым периодом в календаре любого, кто любит искусство танца. В эти дни нет времени на неторопливое обсуждение увиденного.

В самом деле, несколько дней фестиваля превращают любителя танца в спринтера на короткие дистанции. Супер-сжатая программа заставляет его метаться между кинопоказом, воркшопом, выступлением и мастер-классом, и все равно он что-нибудь, да упустит. И этой лихорадке есть объяснение.
Каждый год несколько дней фестиваля делают то, что российский зритель ждет годами, а то и десятилетиями. Если в прошлом году настоящей сенсацией стал первый приезд в Россию старейшей американской труппы Марты Грэм, то в этом не меньшим чудом было появление великого хореографа Матса Эка. Год назад Матс Эк объявил о завершении карьеры, попрощался с публикой в театре Елисейских полей, и заявил, что хочет после пятидесяти лет бешеной гонки побыть обычным шведским пенсионером.
Поэтому само появление в России Матса Эка с его женой и ведущей танцовщицей Аной Лагуной и показ прощальной миниатюры «Топор» (AXE) стало историческим событием безо всяких скидок.

Матс Эк
Фото — Александр Батыру
Кроме всего прочего, фестиваль уже не ограничился Москвой, а охватил и Петербург, где на родной для Дианы Вишневой сцене Мариинского театра прошло торжественное гала-закрытие фестиваля.
Гала-открытие фестиваля
Открытие, по традиции собирающее и роскошно-светскую и балетоманскую публику, уместило в один вечер несколько номеров, абсолютно разных и по хореографии и по способу воздействия на зрителя.
Труппа Béjart Ballet Lausanne представила два номера. Дуэт из балета самого Бежара 1982 года «Вена, Вена, город моей мечты» и миниатюру «Цвет блюз», поставленную преемником Бежара Жилем Романом, нынешним руководителем балетной труппы.

Несмотря на то, что между этими работами три десятка лет, предлагают они одну и ту же трактовку взаимоотношений мужского и женского. Вяловато-чувственная лексика, соблазнение призывными изгибами, запрыгивание и обволакивание партнера, заигрывание и отстранение, — весь арсенал искусства флирта, хотя и выражен остроумно и изобретательно, не дает иного отношения к телу, кроме как к предмету вожделения или инструменту соблазнения.

Béjart Ballet Lausanne
Фото — Елена Лехова
Совершенно другое отношение к телу и движению демонстрирует разнорасовая труппа Alonzo King LINES Ballet. Руководитель труппы афроамериканец Алонсо Кинг соединил музыку великого классика Баха (концерт для двух скрипок) с напористой энергией и ярким темпераментом танцовщиков. Хореограф не рассказывает никаких историй, но каждому он дает показать свою индивидуальность. То девушка размашисто режет пространство сцены головокружительно-длинными ногами, то темнокожий юноша словно не танцует, а перекатывается на шарнирах, как будто у него нет костей, а одни связки и мышцы. Бессюжетная неоклассика благодаря бешеному темпу и разномастной пластике труппы приобретает особый рисунок, а труппа Кинга — свой неповторимый стиль.

Alonzo King LINES Ballet
Фото — Ирина Туминене
Орели Дюпон и Диана Вишнева в постановке Охада Наарина «B/OLERO»
Несомненным хитом всего гала был дуэт самой Дианы Вишневой и Орели Дюпон, бывшей этуали, а ныне директора балета Парижской Оперы. В Б/олеро, поставленном Охадом Наариным в его танцевальной технике «gaga», обнажается животная, природно-инстинктивная сущность движения. Сдержанно-изысканная Орели Дюпон и яркая и экстатичная Диана Вишнева продемонстрировали дуэт, кажется, двух разных энергий, а не двух балерин. Хореография Наарина интересна в неожиданных связках и непредсказуемых переходах. Скрытая, сдержанная сила в монотонно-механическом круговом движении рук неожиданно взрывается хлесткими экстатичными взмахами ног par terre. Отстраненная погруженность в себя вдруг разряжается диалогом лицом к лицу, молниеносным и точным, как укус. Две хрупкие фигурки заполняют сцену сильнее, чем иной густонаселенный балет.

Диана Вишнева и Орели Дюпон в постановке Охада Нахарина «B/OLERO»
Фото — Ирина Туминене
Орели Дюпон в постановке Охада Наарина «Б/ОЛЕРО»
Фото — Ирина Туминене
«Топор» — последний номер первого отделения начался без паузы: поднялся задник, отодвинулись кулисы, обнажая осветительные приборы по бокам сцены. Рабочие привезли тележку чурбаков, колоду, и Иван Ауцели, не обращая ни на что внимания, начал колоть дрова. В оба дня гала-открытия в этот момент по залу прошелестело легкое недоумение, люди не знали, как им относится к происходящему: половина зала тут же залезла в свои гаджеты, кто-то стал переговариваться, раздались всплески аплодисментов и смешки. Но с первых же аккордов адажио Альбинони, зрителям стало не до смеха. На сцене появилась Ана Лагуна — пожилая женщина с седой косой, она пересекла сцену спиной к зрителю, перепрыгивая с одной прямой ноги на другую.
Иван Ауцели на репетиции постановки Матса Эка «Топор»
Фото — Ирина Туминене
За пятнадцать минут, под ритм ударов топора, который словно обозначал ход неумолимого времени, Ана Лагуна и Иван Ауцели станцевали притчу о прожитой человеческой жизни. Каждое движение их утружденных, негибких тел было наполнено смыслом, каждый жест был не случаен.
В этом коротком номере Матс Эк умудрился создать архетипичные образы пожилых супругов, которые трогают каждого: в них мерцают библейские Иоаким и Анна и вневременные «Жили были старик со старухой». По силе и глубине воздействия это тот случай, когда уже не важно, что перед вами — танец, живопись, музыка или поэзия, — вы вдруг оказываетесь наедине с самим собой в перспективе вечности.

Ана Лагуна на репетиции постановки Матса Эка «Топор»
Фото — Ирина Туминене
Встреча с Матсом Эком
Новый проект фестиваля ContextSpeaks открылся «Разговором с хореографом. Матc Эк и Самуэль Вюрстен». Начался вечер с небольшое вступительного слова исследователя современной хореографии Виты Хлоповой, в котором она кроме важного фактического материала, как всегда, поделилась личными историями, связанными с хореографией великого шведа.
Перед самой встречей зрители увидели танцевальную картину «Место» , киноверсию одноименного балета-дуэта Михаила Барышникова и Аны Лагуны.

Вступительное слово перед встречей с Матсом Эком. На фотографии — Матс Эк (справа), его брат Никлас Эк и их мать Биргит Кулберг.
Фото — Александр Батыру
Не знаем, ожидал ли Матс Эк такого приема, но зал аплодировал стоя, приветствуя гостя. Во время встречи Самюэль Вюрстен коснулся ключевых моментов творческой биографии Матса Эка, стараясь охватить самые значимые. Хореограф рассказал о своей семье, о матери, о танцевальной школе, которую он прошел, а также о своих версиях классических балетов. Коснулся своей о работы с Михаилом Барышниковым, Сильви Гиллем и, конечно, Дианой Вишневой.

Особенно хочется отметить ту особенно живую часть вечера, когда зрители задавали Матсу Эку свои вопросы, причем безо всякой премодерации. На некоторые из них Матс Эк отвечал подробно и обстоятельно, в ответ на некоторые ограничивался одной фразой.
— Какой вдохновляющий совет Вы бы дали молодым хореографам?

— Продолжайте работать.
Говоря о разнице работы с пожилыми и молодыми танцовщиками, Эк отметил, что когда зрелый артист входит в работу, с ним в эту работу входит и весь его жизненный и рабочий опыт. Работа с пожилым артистом — это работа в очень тонком слое его физических возможностей, но это работа также и с этим опытом. Такие танцовщики отдают все танцу.

Надо сказать, что тема старости постоянно звучала во время этой встречи. То и дело Матс Эк напоминал, что он очень пожилой и решение прекратить карьеру не простой каприз, а осознанное решение.

Запись этой интересной встречи можно найти на странице фестиваля в fb, и, пожалуй, слушать Эка также захватывающе, как и смотреть его постановки.
Фото — Александр Батыру
Международная программа
Международную программу в Гоголь-центре представляли две компании: впервые приехавшая в Россию американская труппа Алонсо Кинга (Alonzo King LINES Ballet) и французская труппа Балет Бежара из Лозанны (Bejart Ballet Lausanne).

Труппа Alonzo King LINES Ballet показала две работы: «Основа письма» и «Шостакович». Постановка «Основа письма» стала результатом коллаборации с писателем Колумом Маккэнном. В основу спектакля были взяты стихи Колума и музыка различных религиозных традиций. Второй работой был «Шостакович» на музыку струнного квартета № 4 Шостаковича.

Хореографию Алонсо Кинга ни с чем не спутаешь, благодаря его ярким солистам разных рас, каждый из которых обладает характерным, чрезвычайно гибким телом и пластикой.

Тела всех оттенков образуют особый декоративный рисунок танца: это похоже на калейдоскоп, где все краски очень яркие, но композиция строго уравновешена и симметрична. Можно бесконечно комбинировать различные орнаменты, собирая из ярких движений картину танца, смотреть будет всегда интересно, внимание зрителя обеспечено.
Alonzo King LINES Ballet
Фото — Александр Батыру
Совершенно другого рода работу представила труппа Лозанского балета «Bejart Ballet Lausanne». Ее руководитель, ученик и преемник Бежара, Жиль Роман, сам танцевал 30 лет в балетах прославленного учителя, а после смерти Бежара в 2007 году, стал руководителем труппы. Жиль Роман не только сохраняет постановки из золотого фонда Бежара, но и много ставит сам. В Гоголь-центре был показан его полнометражный спектакль «Словно с Луны свалившиеся» (Tombées de la dernière pluie).

Béjart Ballet Lausanne
Фото — Александр Батыру
Главный герой, (Жюльен Фавро) через дверь холодильника, стоящего среди скал на сцене, попадает в какой-то кошмарный сон или глубины подсознания. Он бродит с фонарем по бетонным коридорам, по стенам которых сочится вода и мелькают неясные тени. В конце концов, герой и вовсе попадает в бетонный бункер, где, видимо, сталкивается с самим собой, — он затравленно заглядывает в зеркало и тревожно ощупывает щетину — эти духовные искания зритель наблюдает на экране в видео-проекции. На сцене же целая стая девушек преследует героя, они кружат вокруг него врозь и кучами, заключают его в ведьминский хоровод, пытаясь то ли погубить, то ли соблазнить невнятными сексапильными танцами. Тридцать минут духовных поисков героя завершаются спасительным выходом на сцену через тот же холодильник и патетичной стойкой на авансцене с протянутой рукой к оторопевшему зрителю, так и не понявшему, чем же завершилась экскурсия героя.

Невольно вспоминается прошлогодняя международная программа с фееричным и мощным номером Ицика Галили в том же Гоголь-центре, но, думается, фестиваль тем и ценен, что старается дать зрителю адекватное представление современной хореографии во всем её многообразии.
Конкурс молодых хореографов

В отличии от прошлогоднего конкурса, в нынешних постановках молодых хореографов не было обилия декораций и бутафории, и вообще, видно желание все-таки мыслить хореографически, а не театрально. Тем не менее, на основании двух последних конкурсов можно сделать осторожный вывод: чем профессиональнее у тебя танцовщики, тем выше шансы выиграть конкурс. В прошлом году победителем был Константин Семенов, который резко выделялся среди соперников именно тем, что не прибегал к театральным костылям, а честно решал хореографические задачи — благо, в его распоряжении были профессиональные артисты балета. Работой Семенова и завершился показ работ молодых хореографов: изящный дуэт «Andantino. Сон одной бабочки» на музыку Шуберта был исполнен артистами театра «Новый балет» Андреем Остапенко и Анастасией Николаевой. Они воплотили хрупкий и подвижный образ бабочки, которая не вылупилась из кокона, а пока лишь видит сны.
В этом году главный приз — стажировку в ведущей балетной компании (пока неизвестно, какой) получила Ольга Васильева, выпускница педагогического факультета Академии русского балета им. Вагановой. В её восьмиминутной постановке «The Room!» на музыку Ezio Bosso участвовали незаурядные танцовщики, Владимир Варнава и Константин Кейхель, которые не могли не выделяться в хореографической истории о взаимоотношениях четырех людей на одной территории.

Павел Глухов получил приз зрительских симпатий, впервые присуждаемый в этом году. Его постановка " Объект T.E.L.O" — интересная работа, исследующая жизнь  коллективного тела, состоящего из многих. В первой части постановки танцовщики, выстроившись в ряд в затылок друг к другу напоминали гибкий позвоночник, где движение каждого позвонка-танцора отзывалось движениями по всему ряду-столбу. Вся эта интересная конструкция жила своей жизнью, меняя ведущего танцовщика по кругу, подобно какому-то подводному организму, но дальше появился довольно смазанный сюжет с видеопроекцией, и вся постановка рассыпалась на части.

Римма Пипоян из Еревана представила работу «Триптих», где хореография бежаровского влияния сочеталась с характерными образами, кажется, сошедшими с армянских средневековых рельефов.
Киевлянин Алексей Бусько представил дуэт «Блаженные» на музыку 23 Концерта Моцарта. Страстно-страдальческий дуэт не очень балетных тел на фоне капельницы был обречен на сравнение со знаменитым дуэтом Прельжокажа с первых же аккордов музыки, и временами выглядел пародией. К сожалению, сюжет о больнице не перерос ни во что другое, анти-эстетичная капельница назидательно простояла все время номера на заднем плане.

«Райский» Софьи Гайдуковой, ведущей солистки «Балета Москва», поставлен по мотивам романа Гончаров «Обрыв». Главный герой, в красной жилетке, белой рубашке и черных штанах, страдает и мучается в конвульсиях под барабанную дробь. У него какие-то странные отношения с тремя дамами, одетых по-разному, но у каждой из них есть полосатый орнамент в костюме. Две дамы с длинными волосами увлекают героя куда-то на страну далече, но герой в итоге остается с дамой с короткой стрижкой в белом пышном платье, которая не столько танцует, сколько плавно ходит, символизируя степенность и чистоту.

Многолюдная постановка Марии Сиукаевой «12 minutes of insomnia» по мотивам трагедия Уильяма Шекспира «Макбет» запомнилась различными композиционными решениями. То центральная женская фигура на табуретке является центром массы сплетенных тел, то эта масса распадается на отдельные фигуры, образуя симметричные или динамичные композиции на планшете сцены

Образование от «Context. Диана Вишнева»
В этом году образовательная программа фестиваля наряду с профессиональной программой предложила серию воркшопов для любителей.

Исследователь современной хореографии Вита Хлопова вела занятия по танцевальной критике. Студенты получили возможность ходить на показы фестиваля и писать свои рецензии. По итогам этой работы конкурсантка Алевтина Груновская поехала в Петербург вслед за фестивалем, а «гран-при» получила Анастасия Глухова.
Не менее интересной были лаборатории театральной фотосъемки под руководством Марка Олича и мастер-классы по сценическому макияжу визажиста и beauty-блогера Елены Крыгиной.

Участники творческих лабораторий имели возможность попробовать свои силы непосредственно на прогонах и показах фестиваля, а также получить неоценимые профессиональные консультации от своих кураторов.

Кроме этого, прошли традиционные мастер-классы для профессиональных танцовщиков.
Лаборатория по танцевальной критике
Фото — Александр Батыру
Образовательная программа не ограничивалась воркшопами, и была представлена блестящей кинопрограммой, сосредоточенной вокруг имен великих хореографов и артистов.

Два фильма, посвященные Матсу Эку — «Матс Эк ­— Хореограф» + «Место», фильм об израильском хореографе Охаде Наарине «Мистер Гага», а также «Алонсо Кинг ­— Поэт Танца», «Портрет Саши Вальц», «Рудольф Нуреев ­— Танец свободы» и фильм «Перезагрузка» о Бенджамине Мильпье в роли директора балета Парижской оперы составили эту программу, билеты на которую разлетелись еще до начала фестиваля. Центру документального кино пришлось сдаться под натиском настойчивых зрителей и добавить несколько киносеансов.


Надеемся, что вы попали хоть на что-то, хотя, честно скажем, это было нелегко. Огромный интерес к фестивалю, кажется, подтверждает тот факт, что все больше людей, и профессионалов и любителей, интересуется современным танцем, и хочет знать о нем больше, а значит, задачу фестиваля можно считать выполненной.
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Made on
Tilda