«Кантата: торжество контекста»

В этом году фестиваль «Context.Diana Vishneva» завершился на родной сцене балерины Дианы Вишневой.

No fixed points отправил в Санкт-Петербург вторую победительницу нашего воркшопа Алевтину Грунтовскую, которая рассказывает, в чем же были отличия от московской программы.
С 18 на 19 ноября между Москвой и Санкт-Петербургом курсировали сапсаны, дабы успеть доставить всех участников и зрителей к ярчайшему событию ноября — фестивалю «Context. Diana Vishneva» и, непосредственно, его гала-закрытию. Историческая сцена Мариинского театра открыла свои двери фестивалю, впервые прибывшему в северную столицу.
Если московское гала-открытие своими постановками давало понять, что современный танец — это больше неоклассический танец с «оттенком» перформанса, с вкраплениями мягкого, работающего на суставах тела, и техники Охада Наарина «gaga», то петербургское гала стало воспеванием абсолютной многогранности contemporary dance.

В этот вечер петербургскому зрителю посчастливилось увидеть не только великого Матса Эка и его музу Ану Лагуну, труппу Алонсо Кинга и постановку Охада Наарина в исполнении Дианы Вишневой и Орели Дюпон, но и в отличие от московской международной программы — голландскую компанию «Introdans».

Её постановкой «In memoriam» в хореографии Сиди Ларби Шеркауи и открылась программа. Медленно, каждый, будто по своей орбите, в широких юбках двигались исполнители. Замкнутым и предопределённым было движение, которое вокруг себя совершали — нет, не люди — скорее планеты. Рефреном скользили связки, настроем и исполнением несколько напоминавшие молитву. Только начавшись, действие сразу удержало внимание искушённого питерского зрителя.

«In memoriam» Сиди Ларби Шеркауи.
Фото — Марк Олич
Труппа Алонсо Кинга
Фото — Марк Олич
Ярким представителем неоклассической техники на вечере стал Alonso King LINES Ballet. Для Алонсо Кинга, хореографа труппы, начиная с занятий в классе и заканчивая работой на сцене, важна скрупулёзность и точность выполнения каждого движения. Возможно, поэтому хочется максимально ухватить взглядом его уникальную технику движения, чьи надрывность и стремительность — основные характеристики. Неоклассика здесь меняется под «педантичной» рукой хореографа, но в своих незыблемых канонах все же остаётся верна себе.
И вот, пройдя путь гала-закрытия почти до половины, зритель оказался не в «сумрачном лесу» Данте, но у обрубков деревьев и топора великого Матса Эка. «Axe» — так называлась постановка, которую показал на фестивале шведский хореограф. Особенно ценным оказался его приезд в Санкт-Петербург, поскольку прошлой зимой весь танцевальный мир вдохнул и не смог выдохнуть после его заявления об уходе с поприща хореографа.

Ана Лагуна и Иван Ауцели в постановке «Топор» Матса Эка.
В работе «Axe» возраст, опыт и темперамент выходят на первый план, создают смысловое наполнение. Эксцентричным и неожиданным для зрителя оказалось появление танцовщика и его «подручного материала» (дрова и топор). «Мама, а где декорации?», — звучал голос девочки позади. Но никаких декораций и не должно было быть.

Использование реквизита не в качестве реквизита, а в качестве живого объекта действия, практически — второго главного героя, если хотите, добавляет работе духа бунтарства. Бывшая и Жизелью, и Кармен, почтенная Ана Лагуна и сегодня воспроизводит то неутомимое упорство и внутреннюю уверенность во всем совершаемом в процессе танца. Она входит в мужское пространство несколько раз в попытках обратить внимание мужчины на себя и переубедить в совершаемом. Аллегория взаимоотношений кроется в самом процессе постоянного противодействия мужчины женщине, в то время как топор становится центрообразующим символом. Через, казалось бы, простую метафору Матс Эку удаётся выразить невыразимое, мысль, которая витает в воздухе, находит воплощение не в словах, в движении. Внешне легкие и неутруждающие движения, с невысокими прыжками, глиссадами и низкими аттитюдами с течением времени преобразуются в широкие и драматичные связки, выражающие всю суть происходящего события. Глубина мысли, которую вот так запросто формулирует хореограф, поражает. В этом его гений.
Второе отделение открывалось множеством танцующих маленьких принцев — на сцене была Национальная школа балета Канады с постановкой «Come in». Закономерные траектории движения, отточенное исполнение — все мальчики двигались как один мягко, ничем не содрогая воздух. Появление стульев преобразовало/перенесло пространство сцены в класс, за которым наблюдает зритель. Мы получили возможность подсмотреть за проходящей юностью, прикоснуться взглядом к магии.

Национальная школа балета Канады
Фото — Марк Олич
Диана Вишнёва и Орели Дюпон в постановке Охада Наарида «B/OLERO»
Фото — Ирина Туминене
Абсолютной кульминацией программы стала работа Охада Наарина, подготовленная специально для фестиваля. Орели Дюпон, являющаяся художественным руководителем Парижской оперы и Диана Вишнёва нашли то органичное сочетание разных темпераментов двух танцовщиц, посредством которого «Bolero» преобразовалось в «B/olero». Мягкая, не выходящая из зоны комфорта, Дюпон и экспрессивная Вишнёва максимально вовлекают в свою историю. Первоначальная идея Брониславы Нижинской и Иды Рубинштейн в первой редакции балета приобретает здесь особый оттенок: женщина, сводящая с ума всех мужчин — имеет соперницу. Сопровождение постановки насыщенным зелёным и фиолетовыми цветами дополняли эмоциональный накал между двумя танцовщицами. Кульминация удалась как на уровне постановки, так и на уровне всего гала-закрытия.
Диана Вишнёва в постановке Охада Наарина «B/OLERO»
Фото — Ирина Туминене
Последними в гала, но первыми в неудержимой подаче стали все те же «Introdans» с работой «Cantata». Абсолютная противоположность первому номеру, безумные, неудержимые, стремительные, они доказывают, что могут быть совершенно разными. Название отсылает к вокальной торжественной песне, возможно, на чьё-то рождение (в начале постановки слышится детский плач) или свадьбу, а, может быть, и просто на счастливую жизнь. Вместе с итальянским музыкальным коллективом «Assurd», который все время присутствовал на сцене, танцовщики создали стилизованное представление, напоминающее все фильмы Кустурицы разом.
Феерично и шумно закончился 4-й фестиваль современного танца «Context».

"Introdans"
Фото — Марк Олич
Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Made on
Tilda