Фосс, роббинс и траволта:
лучшие фильмы о танце.

Часть 1

Каждый год появляется какой-нибудь новый фильм с привычным сюжетом: два непримиримых клана (хип-хоп против балета, к примеру), один важный конкурс, соглашение на примирение, любовь, победа в конкурсе, слезы, овации. Моду на это ввел небезызвестный "Шаг вперед" с Ченнингом Татутом. Но с тех пор похожие фильмы штампуют с завидной регулярностью, а отличить четвертый "Шаг вперед" от какого-нибудь "Братства танца" уже практически невозможно.
Поэтому мы решили вспомнить самые (на скромный взгляд редакции No fixed points) великие фильмы о танце, но не сумели ни ограничиться красивым числом, ни запихнуть все в одну статью. Поэтому недели через три обещаем выложить вторую часть списка.
А пока вдруг если такие имена, как Сид Чарисс, Дебби Рейнольдс, Джин Келли, Фред Астер, Боб Фосс (и многие другие) пока еще вам не очень знакомы, то скорее включайте youtube, и начинайте танцпросвещение.

Текст - Вита Хлопова
«Singin' in the rain», 1952, реж. Джин Келли, Стенли Донэн.

«Гражданин Кейн» музыкальных фильмов. Самый великий мюзикл всех времен и народов. Так нескромно можно подытожить все рейтинги, которые с 1952 года возглавляли «Поющие под дождем». Эта краткая история Голливуда, как называют этот фильм историки, рассказывает о переходе от немого кино к звуковому, стоившему многим артистам карьеры. Дива немого кино Лина Ламонт испытывает трудности при переходе в звуковое кино, в виду одной незначительной детали: у нее отвратительный писклявый, не соответствующий её шикарному образу, голос. Её партнер — Дон Локвуд (Джин Келли) — придумывает выход из положения, пригласив на озвучку Лины молодую танцовщицу и певицу Кэти Селдон (Дебби Рейнольдс). Говорят, на съемках Келли был жесток: обвинил молоденькую Рейнольдс в неумении танцевать, (но её в слезах на съемочной площадке застал Фред Астер, который и отрепетировал движения с ней). Из-за отсутствия танцевального опыта (Рейнольдс была гимнасткой), Келли вынужден был пригласить для небольшого номера свою давнюю партнершу Сид Чарисс. Для их номера — Broadway melody — Чарисс выкурила единственную в своей жизни сигарету. А глядя на её шикарные ноги с невероятным подъемом, не удивляешься тому, что она их застраховала на пять миллионов долларов, чем заслужила звание обладательницы самых дорогих ног в истории кино.
14 часов съемки знаменитой сцены «Good morning» истощили танцовщиков настолько, что позже Рейнольдс признавалась, что самым трудным в её жизни было только это и рождение ребенка. А самая известная сцена, собственно, пения под дождем, принесла Келли не только славу, но и температуру в 39 градусов во время съемок.
По иронии, оказалось, что оригинальная пленка фильма сгорела в пожаре вместе с пленкой «Гражданина Кейна».

«Billy Elliot», 2000, реж. Стивен Холдри

Фильм о смелом мальчике Билли Эллиоте, который не побоялся следовать своей мечте, когда никто его не поддерживал. 80-е года, Англия, забастовка английских шахтеров, выдуманный городишка, где ни о каком балете и речи быть не может. Настоящий парень должен заниматься боксом, куда его и отправил суровый папа. Но Билли секретно бегает на занятия по балету, за что подстоянно поддвергается насмешкам. Финал выжимет слезу из любого: папа приходит-таки на премьеру своего уже взрослого сына (тот танцует кстати «Лебединое озеро» Мэтью Борна), и смахивает скупую мужскую слезу.
Фильм не столько о танце, сколько о безграничной вере в свое предназначение и свой талант.

«West side story», 1961, реж. Роберт Вайз и Джером Роббинс

«Вестсайдская история» сыграла злую шутку с Джеромом Роббинсом: выдающийся американский хореограф, он известен более всего за этот невероятный фильм. 10 премий Оскар, один из самых лучших фильмов современности, фантастическая смесь хореографии, новой интерпретации сюжета, и суперзвезды в главной роли — Натали Вуд. Роббинс, всегда второй после Мистера Би-Джорджа Баланчина, который приехав из Петрограда, через Дягилевские сезоны, и создал американский балет с нуля, был то его ассистентом, то заменой, но никогда не соперником. И если изучать хореографию Роббинса вне этого фильма, вы найдете много тонких неагрессивных работ, поставленных со вкусом и талантом. Здесь же, в каждом номере — что в увертюре, что в «Америке» — взрыв энергии, потрясающее соединение хореографии со сценографией города. Это ода любви главному городу хореографа — Нью-Йорку. «Ромео и Джульетта» Шекспира живут теперь в вест-сайде, и принадлежат двум враждующим группировкам — пуэрториканцам (Мария) и белым иммигрантам — (Тони). Далее, все по известному сюжету. Второй после «Поющих под дождем» мюзикл всех времен и народов. И невероятные Джордж Чакирис в роли Бернардо и Рита Морено в роли Аниты, которые переиграли и перетанцевали главную пару фильма, за что и получили по Оскару.
Если никогда не смотрели, не слышали, срочно приобретайте запись в хорошем качестве, выводите на большой экран, и три часа посвятите знакомству с одним из самых лучших в истории кинофильмов. А если смотрели, то вам будет интересно, что его не так давно отреставрировали, и пересмотреть в новых, сочных, красках, будет нелишним.

«Step up», 2006, реж. Анн Флетчер


Именно «Шаг вперед» запустил череду похожих друг на друга, как две капли воды, фильмов, где любовь (к танцам) преодолеет все преграды, а главная пара танцовщиков получает вожделенный приз. Но главное, «Шаг вперед» подарил нам главного голливудского танцовщика наших дней Ченнинга Татума. Мир делится на тех, кто считает его самым тупым лицом Голливуда, и на тех, кому его умного тела вполне достаточно. Татум — бывший стриптизер, и не только этого не скрывает, но даже с гордостью эксплуатирует этот образ в других фильмах (его «Pony» в «Magic Mike XXL» уже даже был спародирован его женой Дженной). Он может станцевать все (как оказалось, кроме степа), но танцует то, что хорошо продается в кино. Одно из последних появлений Татума, шикарное и смешное, — в фильме братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь». Спасибо за гиперомаж Джерому Роббинсу и его «Fancy Free», мы не могли не отметить.

«An Аmerican in Paris», 1951, реж. Винсент Миннелли

Классика американского мюзикла с самым главным танцовщиком эпохи Джином Келли хороша всем, кроме откровенно слабого сюжета. Музыка Джорджа Гершвина, хореографический 17-минутный финал в постановке самого Келли, громкий дебют молодой француженки и балерины труппы Ролана Пети Лесли Карон, которая в последний момент заменила шикарную (и уже беременную) звезду тех лет Сид Чарисс, постановка одного из самых блестящих режиссеров мюзиклов Винсента Миннелли (ко всему прочему, не только мужа Джуди Гарланд, но и отца Лайзы Миннелли) — все это настолько ярко, красочно, да еще и пропитано парижским настроением, что за хилым сценарием можно и не следить. Вкратце так: закончилась война, американский солдат Джерри Маллиган решает остаться в Париже и зарабатывать на жизнь живописью. В него влюбляется богатая дама постарше, но его сердце отдано молодой француженке Лизе. К несчастью, Лиза помолвлена с его лучшим другом-композиторов Анри, который спас её во время войны. Но — и тут самый прекрасный рояль в кустах — Анри узнает о чувстве своего друга, и решает уступить ему Лизу. Хэппи-энд и 17-минутный балет (за  500 тысяч долларов) в финале. Но ради танцующих Келли и Карон смотреть «Американца в Париже» однозначно стоит.

«The turning point», 1977, реж. Герберт Росс

Очень незамысловатая история о двух подругах, танцующих в одной американской труппе. Одна из них забеременела и решила оставить балет, посвятив себя хозяйству. Другая же стала известной примой. Осложняется история тем, что дочь домохозяйки стала ученицей примы, а еще не смогла устоять перед обаянием главного плейбоя труппы, в роли которого выступил (впервые в американском кино) Михаил Барышников.
Интересно, что история эта правдива, и более того — случилась с женой режиссера Норой Кей. В персонаже главного хореографа труппы можно узнать Джерома Роббинса, с которым в реальной жизни у Норы Кей был роман. Её роль исполнила знаменитая «Миссис Робинсон» Энн Бэнкрофт, а роль домохозяйки — Ширли Маклейн. Но если вас не интересует жизнь NYCB 60-70-х годов, посмотрите его хотя бы ради молодого Барышникова или хореографии Баланчина или Элвина Эйли, поставивших часть номеров в фильме.

«Stormy weather», 1943, реж. Эндрю Л. Стоун

Малоизвестный, но очень любопытный фильм. Дело в том, что афро-американские танцовщики и артисты мюзикла не могли в то время получать главные роли в фильмах. Играли, в основном, слуг (знаменитый Мистер Боджангл вот, например, пытается заставить кроху Ширли Темпл пойти ложиться спать). И доказывать, что афро-американские исполнители мюзиклов способны затмить своим мастерством других артистов, не нужно. Поэтому компания 20-й век Fox решает снять фильм, где все роли будут исполняться афро-американцами. Рассказывает «Штормовая погода» как раз историю жизни того самого знаменитого Боджангла. Фильм совсем недолгий, но за этот час вы можете там увидеть около 20 танцевальных сцен. Одна из которых используется в демонстрации курса по истории танца-модерн в Америке: Кэтрин Данэм, ярчайший хореограф первой половины 20-го века, поставила для этого фильма целый номер на свою труппу.

«Flashdance», 1983, реж. Эдриан Лайн

Несмотря на то, что сюжет этого фильма основан на реальной истории, он довольно слащав и незамысловат. Девушка-сварщица (!!!) по ночам танцует стриптиз, но мечтает стать настоящей балериной. Талант у нее есть, но нет отваги пойти на прослушивание. В общем, в финале получается история балетной Золушки с настоящий прекрасным принцем на порше. Но несмотря на слабоватый сюжет, фильм до сих любим зрителями. Этому способствует красивая (и не умеющая танцевать) Дженнифер Билз, которая выиграла кастинг у Деми Мур, и парочка классных танцевальных номеров. Фильм выглядит, как длинный видеоклип, что логично, учитывая предыдущий опыт режиссер Эдриана Лайна. Финальная сцена прослушивания в балетную академию вдохновила и Джерри Холливелл, и Дженнифер Лопез, на которую кстати даже подали в суд за точное копирование танцевальных сцен фильма.
Что любопытно, Дженнифер Грей (Бейб из «Грязных танцев») не была приглашена на кастинг, так как, по словам продюсеров, она обладала слишком «еврейской» для этой роли внешностью.

«Showgirls», 1995, реж. Пол Верховен

Долго думали, включать ли этот фильм в список. С одной стороны, «Золотая малина», не очень талантливая игра главной героини Элизабет Беркли, много секса, вульгарности и жестокости. С другой стороны, все понимают, что в мире будь то театра, будь то стриптиз-клуба не ангелочки летают. Везде есть зависть, подлость, желание свергнуть приму, найти себе богатого принца, и так далее. Поэтому, наверное, «Шоугелс» — это самый честный фильм об индустрии развлечений. И когда главная героиня подставляет солистку, та её прощает, заявив, что она поступила в свое время также. Такова философия этого мира подлецов.
На главную роль пробовалась молодая бывшая балерина Шарлиз Терон, для которой этот фильм мог бы стать первым, а роль примы мечтала сыграть Мадонна.
Конечно, подумайте, прежде чем смотреть эту жестокую историю современной Золушки. Точно не смотрите с детьми. Ведь режиссер, снявший до этого «Основной инстинкт», не может весь фильм посвятить только хореографии. Если уж американцы в 95-м поставили фильму самый жесткий прокатный рейтинг NC-17, то и спустя 20 лет мало что изменилось.

«Greese», 1978, реж. Рэндл Клайзер

Фантастический танцовщик, Джон Траволта сделал себе имя на «Бриолине», а его дуэты с Оливией Ньютон-Джон до сих пор вдохновляют режиссеров новых фильмов о танце. Но если вы не смотрели фильмы раннего его периода, то точно помните фильм «Криминальное чтиво» и знаменитый твист Джона Траволты и Умы Турман.
Так вот до «Криминального чтива» Траволта был забытым кумиров конца 80-х годов. Высокий дерзкий американец с итальянской фамилией покорил своими танцами весь мир, но эпоха танцевального кино прошла. Тарантино, фанат старых фильмов Траволты, приглашает его к себе в свой фильм, не удержавшись однако от того, чтобы подарить ему запоминающийся танец.
Фильм "Бриолин" замечателен не столько сюжетом, сколько передачей яркой атмосферы Америки 50-х годов. Костюмы такие, что хочется украсть все образы и носить их сегодня. А финальная сцена фильма «You're the one that I want» настолько шикарна, что если она вас не покорит, то у вас каменное сердце.

«Chorus Line», 1985, реж. Ричард Аттенборо

«Кордебалет» выделяется из нашего общего списка тем, что он рассказывает историю не одинокой и талантливой Золушки, получившей место примы, но тех, на кого мы мало обращаем внимания в театре. Хореограф в исполнении Майкла Дугласа ищет в массовку бродвейского мюзикла восемь танцовщиков. Для этого он проводит огромный кастинг. Каждый из танцовщиков, пришедший на отбор, заслуживает место солиста, но судьба их ставит в пятый ряд слева, куда мало кто будет смотреть. В фильме много сольных номеров, репетиций, массовых танцев, и в отличие от многих фильмов — хореография тут просто фантастическая. И каждый из многих номеров — маленький шедевр. И, конечно, Майкл Дуглас — в нем каждый танцовщик увидит директора своей труппы. Которого даже если любишь, иногда очень хочется поколотить.

«Dirty dancing», 1987, реж. Эмиль Ардолино

Главный танцевальный фильм поколения 80−90-х. Когда все бросились на морях репетировать знаменитую поддержку. Когда плачешь при каждом просмотре. Когда не понимаешь, что он нашел в этой дурнушке, но в финальном танце прощаешь ей все.
Патрик Суэйзи — главный танцовщик своего поколения — занимался и балетом, и современной хореографией, и бальными танцами, и обладал какой-то мягкой харизмой. В нем не было дерзкого напора Траволты, или отстраненной интеллигентности Астера. Не было также неуемной жажды создать 25 па в кадре, как у Джина Келли. Он был как будто парень с соседнего двора, который просто танцует как бог.
«Грязные танцы» - это такой редкий фильм, который не надоедает. И хоть история там на две строчки, и танцы посложнее видели, но что-то есть в нем такое родное, что раз полюбил, то навсегда.

Made on
Tilda