книги

Любовь с первого прыжка:
новая книга о технике Айседоры Дункан

В 2016 году вышла книга известной танцовщицы-дунканистки Андреа Мандель Сайдел:
«Айседора Дункан в XXI столетии: овладение искусством и духом наследия танцовщицы».
Исследователь творчества Айседоры Дункан Елена Юшкова рассказывает читателям No fixed points об авторе этой книги.
Хотя об американской танцовщице Айседоре Дункан написано довольно много (биографии, воспоминания, романы, пьесы, стихи, диссертации и довольно небольшое количество качественных монографий — на русском языке, правда, пока ни одной), но книги, вдохновленные её искусством, продолжают появляться.

В 2016 году в США вышла книга известной танцовщицы-дунканистки Андреа Мандель Сайдел «Айседора Дункан в XXI столетии: овладение искусством и духом наследия танцовщицы», которую трудно отнести к определенному жанру: это в какой-то мере и руководство по изучению оригинальных танцев Дункан, причем, Андреа впервые использует для описания балетную терминологию. Это и мемуары руководителя танцевального коллектива The Isadora Duncan Dance Ensemble, и воспоминания о Джулии Левин, одной из ключевых хранительниц наследия Айседоры в США и педагога, помогавшей ансамблю готовить репертуар. В книге есть даже своего рода медитативный раздел — Андреа описывает те тренинги, которые она проводила при подготовке к работе над танцами, чтобы вызывать определенные настроения у своих учениц. В книге можно обнаружить и черты автобиографии, и научной монографии, а еще прекрасные фотографии и редкие рисунки, помогающие читателю «увидеть» танец.
Андреа Мантел Сайдел — одна из представительниц третьего поколения дунканисток в США, работает в Майами. Как и многие современные танцовщицы, она пришла к танцу Дункан не сразу, а получив базовое образование в других техниках. Занималась с Элеанор Кинг (Eleanor King), бывшей солисткой компании основоположников американского танца модерн Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана, но параллельно изучала все, что казалось интересным: от африканских танцев до восточно-индийского Кучипуди. В свободное время ходила в модные клубы смотреть, как выступала виртуоз фламенко Мария Бенитез и как индейцы из окрестностей Санта Фе исполняли древние танцы быка и оленя.

Американский танец в 1980-х годах представлял собой невообразимую смесь самых разных культур и стилей, состоящую из балета, самбы, джаза, постмодерна, Бхарата Натьям и многих других. По словам Андреа, она кочевала из одного стиля в другой в поисках того, который бы ей подошел, открывал бы в ней некую высшую суть и был бы глубоко гуманистичным. Постмодернистский танец казался ей слишком рассудочным, отрицающим человеческие эмоции, другие виды, наоборот, были чрезмерно эмоциональны. Ей хотелось найти некую интегральную форму танца, которая смогла бы объединить три начала: разум, тело и дух. Поэтому и сборник статей Айседоры Дункан «Искусство танца», где речь шла именно о таком синтезе, попавшись начинающей танцовщице, сразу же стал ее настольной книгой.

Andrea Mantel Seidel
"Isadora Duncan in the 21st Century. Capturing the art and spirit of the dancer’s legacy".
McFarland & Company, Inc., Publishers. Jefferson. North Carolina. 2016
Андреа Мантел Сайдел
Фото — Alfredo Pastor
В 1981 году, приехав в Нью-Йорк, чтобы защитить диссертацию по танцу, Андреа впервые поучаствовала в мастер-классе по технике Дункан. Провожая ученицу, Элеанор Кинг настойчиво советовала найти в Нью-Йорке Джулию Левин, бывшую участницу танцевальной группы, организованной в 1930-е годы Ирмой и Анной Дункан, переехавшими в США. Сама Элеанор незадолго до этого приняла участие в мастер-классе Джулии, после чего «будто летала по воздуху», такой заряд энергии там получила.

Кроме Джулии, Андреа нашла еще двух представительниц второго поколения танцовщиц Дункан — Хортенс Кулерис (Hortense Kooluris) и Аниту Зан   (Anita Zahn), а также познакомилась и с третьим поколением: с Лори Белилов (Lori Belilove), Бет Джуковы  (Beth Jucovy) и Адриенн Рамм (Adrienne Ramm), с которыми с тех пор много и успешно сотрудничала. В это же время в Нью-Йорке работали еще несколько ярких представительниц третьего поколения, реализующих себя в поддержании и передаче оригинального танца Дункан. Но такое количество талантливых танцовщиц и педагогов вовсе не было случайностью. Дело в том, что после 1977 года, когда отмечалось столетие со дня рождения Дункан, интерес к ее забытому искусству вновь начал возвращаться, хотя с 1920-х годов хореография Айседоры казалась устаревшей, примитивной и сентиментальной.

Хотя Андреа никогда не задавалась целью создать танцевальный ансамбль, тем более работающий в технике Дункан, он возник словно сам по себе. Группа подготовленных ею девочек 12−13 лет, исполнившая «Вальсы Шуберта» в концертном зале Гусмана в Майами в 1990 году, получила такой теплый прием и такие восторженные отзывы в местной прессе, что бросить занятия казалось нелепым. А через год в Майами приехала Джулия Левин, которая тоже восхитилась «лирической экспрессивностью «группы и тем огромным энтузиазмом, с которым они исполняли танцы Дункан.

Девочки начали взрослеть, и одних вальсов Шуберта им уже было недостаточно: Андреа взялась за постановку более зрелых танцев Айседоры. Так начал формироваться репертуар для ансамбля, получившего название The Isadora Duncan Dance Ensemble и просуществовавшего более 18 лет. Новый творческий импульс был дан поездкой в Германию на фестиваль под названием «От Айседоры до Пины», где труппа пользовалась успехом и объездила почти всю страну. Затем фестивали следовали один за другим, и в 2003 танцовщицы посетили Россию, приняв участие в международном фестивале Гете-института в Санкт-Петербурге, посвященном трехсотлетию города.

"Варшавянка" (хор. А. Дункан). Andrea Mantell Seidel и Michelle Vazquez Kickasola.
Фото — Alfredo Pastor
Айседора Дункан танцует в честь Родена
30 июня 1903, Велизи
Фото — Jean François Limet
Paris, musée Rodin. Inventory number: Ph.742
Джулия Левин присоединилась к ансамблю и довольно часто приезжала работать с его участницами. Она помогала в подготовке двух DVD с оригинальными танцами Дункан, которые теперь служат учебным пособием для начинающих танцоров. И свой последний год жизни (она умерла в 2006 году в возрасте 94 лет) Джулия также провела в Майами, работая с коллективом Сайдел. Именно она стала той движущей силой, которая помогала коллективу выживать, двигаться вперед и осваивать новый репертуар, хотя в конкурентной среде современного танца США это было совсем нелегко. Нельзя сказать, что танец Дункан пользовался большим успехом среди молодежи, особенно когда выбор настолько широк. Но те, кто приходили в ансамбль, как правило, здесь и оставались, хотя переучиваться было совсем непросто. Даже профессиональным балеринам требовалось около двух лет, чтобы начать выступать с сольными танцами Дункан.

Андреа всегда резко возражает тем людям, которые говорят, что у Дункан нет ни техники, ни методики преподавания. Если бы их не было, то танец было бы невозможно ни сохранять, ни передавать следующим поколениям. Другое дело, что методику оформили в основном ученицы Дункан, которые, конечно же, танец незначительно меняли в соответствии со своей индивидуальностью. Наблюдая за Джулией, Андреа сделала вывод о том, что даже она в разное время могла преподавать один и тот же танец слегка по-разному. Но не только определенный набор движений стоят за танцем Дункан: Сайдел, как и любая другая танцовщица-дунканистка, совершенно убеждена — за танцем стоит философия, которая выходит за пределы танцевального зала и влияет на жизнь танцующих.

Изложить основные постулаты этой философии она и попыталась в этой книге, где увлекательно рассказала о работе над репертуаром Дункан и рассуждала о современном состоянии этого направления. «Любовь с первого прыжка» вылилась в многолетнее служение искусству Айседоры, и эта книга — обобщение сделанного.
Made on
Tilda