The Great Martha
Этот сезон стал для Martha Graham Dance Company юбилейным: в апреле труппа празднует 90-летие. В свой 90-й сезон компания великой Марты Грэм впервые в истории приехала в Россию. С одной стороны, нельзя не радоваться этому событию, которое произошло благодаря усилиям Дианы Вишневой и фестиваля «Context», но с другой стороны — уж очень мы долго ждали, что и не верится.
Без Марты Грэм вся история современного танца сложилась бы совершенно иначе. И наш лонг-рид поможет вам понять, почему Грэм — великая, а событие это — историческое.
Ученица «первой леди»
То, что сделала Грэм для развития неклассического танца, то, в каком объеме она творила, то, сколько имен она подарила современному танцу — все это не описать в одной книге. А, к слову, книг про нее, на различных языках, написано сотни. И, если вы зайдете в Америке в какой-нибудь приличный книжный магазин, то на полке, посвященной хореографии, будут книги лишь о Грэм, и, возможно, Нурееве.
Марта Грэм в "Письме миру". Фотография - Барбара Морган
Марта Грэм (Martha Graham) родилась 11 мая 1894 года в Америке. Она прожила долгую, насыщенную жизнь и ушла из жизни в возрасте 96 лет, в 1991 году. Многие историки сравнивали ее вклад в искусство 20 века с тем, что сделали для него Пикассо, Нижинский или Стравинский. Если в Европе победоносно шествовали «Русские сезоны» Дягилева, то в Америке этими «Русскими сезонами» была она. Бывает, что хореограф — довольно плохой исполнитель, а композитор — не в силах сыграть в полную мощь свое сочинение, но в случае Грэм все было не так: помимо своего постановочного таланта, она радовала не одно поколение своим исполнительским талантом, исполняя главные женские роли в своих балетах. Жгучая брюнетка с ярко накрашенными губами и густо подведенными глазами — Марта Грэм вплоть до самой старости сохраняла свою возвышенную красоту, и оторвать глаз от ее героинь было невозможно. Проходных работ у нее практически не было, что практически невозможно, учитывая, что за ней числится около сотни постановок.
Марта Грэм и Тед Шоун в постановке "Xochitl". Jerome Robbins Dance Division, The New York Public Library. (1920)
В танец Марта Грэм пришла довольно поздно, ей было около 20 лет — это тот возраст, когда карьера классической балерины уже набирает обороты. Но классический балет не привлекал ее, она считала этот мир полным условностей и запретов. Ей был интересен более свободный, настоящий танец. Когда ей было 17 лет, она увидела выступление дивы нового танца в Америке — Рут Сен-Дени. Но только спустя 5 лет она поступила в школу Сен-Дени «Денишоун», где, вопреки ожиданиям, совершенно не имела успеха. Довольно пухлая, небольшого роста, к тому же брюнетка, что было далеко от идеала той эпохи, да еще и без опыта в хореографии, Марта Грэм так и не смогла выбиться в любимицы Сен-Дени. Она сбросила вес, но все же оставалась слишком массивной для утонченных поз Сен-Дени.
Педагоги ждали от нее лиричности, но это было совершенно не про нее, а вот муж Сен-Дени Тед Шоун сумел разглядеть в неординарной брюнетке искру, харизму и мощную энергию, чего ему, как хореографу, так не хватало. И он придумывает для нее танец «Xochitl», где позволяет ей продемонстрировать свою «экзотическую личность и свирепость черной пантеры».
«Когда я начинала в Денишоун, я преподавала танец детям. Меня не воспринимали всерьез, как танцовщицу, так как я не была красива: идеалы школы на тот момент подразумевали кудрявых блондинок. В 22 года меня готовили к профессии педагога, но никому не приходило в голову, что я могу выступать на сцене. Но я была фотогенична, поэтому моя фотография фигурировала на всех буклетах школы.
Мы жили все вместе в доме Денишоун, и поскольку мне нельзя было танцевать, то я делала это секретно. По ночам, я спускалась в студию мисс Рут. Было около 2 часов ночи, в доме уже было тихо и темно. Я творила свои собственные движения, странные и прекрасные. До самого рассвета я работала в полной темноте. Но я знала: когда момент прийдет, я буду готова».
Становится совершенно очевидным, что двум личностям такого масштаба в одной труппе слишком тесно, тем более, что Рут Сен-Дени и сама нескромно себя называла и осталась в истории как «первая леди американского танца-модерн». Единственной танцовщицей, которую она признавала (но все же ставила на второе место после себя) была Айседора Дункан. Но, так как Дункан, в основном, была понята и принята в Европе и даже в далекой России, то никакой конкуренции Сен-Дени она составить не могла. А Марта Грэм могла и составила.
Рут Сен-Дени в постановке "Радха" (1906). Jerome Robbins Dance division.
Рут Сен-Дени в постановке «Павлин». Jerome Robbins Dance Division
Рут Сен-Дени и Тед Шоун в постановке "Greek pageant" (1916). Jerome Robbins Dance Division
Рут Сен-Дени в соло «Tagore Poem» (1929)
Рут Сен-Дени в постановке «Омика» (1913). Jerome Robbins Dance Division
Рут Сен-Дени и Тед Шоун в постановке "Greek pageant" (1916). Jerome Robbins Dance Division
«Люди часто мне задают вопрос, почему я выбрала быть танцовщицей. Я не выбирала: я была выбрана, и с этим я живу всю свою жизнь».
Своя труппа
В 1926 году Марта создает свою собственную труппу — Martha Graham Center of Contemporary Dance, которая вплоть до 1938 года состояла только из женщин. Грэм размышляет о роли женщины в социуме, в жизни мужчины, в судьбе своей страны. Она вообще была патриоткой: столько постановок на исторические темы из жизни простых американских людей не ставил никто — ни до, ни после нее. Например, ее «Граница» рассказывает о женщине, охраняющей свой кров.
"Граница" Марты Грэм. 1935 год. Barbara Morgan Photo, Courtesy Willard and Barbara Morgan Archives.
А «Еретичка» рассказывает о борьбе женщины с нетолерантностью и закрытостью масс.
Но самой известной работой того периода являлся «Плач» 1930 года, который инспирировал многих артистов, от хореографов до фотографов, на создание своего прочтения образа танцовщицы. В ней сама Грэм — как застывшая скульптура, пытающаяся вылезти из своей кожи, из своей роли женщины, которую навязывает ей общество. Она практически не танцует, а просто двигается, сидя на скамейке, но взгляд оторвать невозможно. Этот образ настолько яркий, что стал ее своеобразной визитной карточкой. Восхищавшаяся ею Мадонна (а о Мадонне и балете мы обязательно еще напишем) снялась даже в своеобразном омаже Марте Грэм именно в этом образе.
Марта Грэм в постановке "Плач"
Марта Грэм в постановке "Плач" (1935)
Марта Грэм в постановке "Плач" (1935)
Марта Грэм в постановке "Еретик" (1928)
Мадонна в "Harper's Bazaar" 05.1994
Марта и ее мужчины
Постепенно «женские» темы стали себя исчерпывать, а повторяться в искусстве — это подписать себе смертный приговор, особенно в Америке, где ты должен быть всегда на виду, иначе про тебя молниеносно быстро забудут. И она предпринимает вполне закономерный шаг: в 1938 году она берет в свою труппу двух мужчин. Оба сыграют огромную роль: Эрик Хоукинс станет ее мужем, а Мерс Каннингем станет самым главным нарушителем и разрушителем устоев, привычного и красивого.
Марта Грэм и Эрик Хоукинс в Беннингтон Колледже, 1938. Фотография Барбары Морган.
Марта Грэм и Эрик Хоукинс в Беннингтон Колледже, 1938. Фотография Барбары Морган.
Марта Грэм и Эрик Хоукинс в Беннингтон Колледже, 1938. Фотография Барбары Морган.
Каннингем и по сей день — единственный и неповторимый, как бы банально это ни звучало, и неприятный ему опыт работы у Грэм дал ему необходимый толчок к своему искусству, которое так на нее не похоже. Как бы то ни было, с приходом двух высоких, прекрасно сложенных красивых мужчин, Грэм обогатила свой репертуар новыми сюжетами. Чтобы удивиться — посмотрите на vimeo известную постановку Грэм «Appalachian spring», и найдите там танцующего Каннингема. Подскажем: танцующего не найдете, он там весь спектакль стоит как истукан, но стоит красиво. Может, то, что он в труппе Грэм был на вторых ролях после Хоукинса, и сподвигло его на уход из труппы, но будем благодарны Грэм: не разозли она его, не знали бы мы, на что способен этот талантливый хореограф.
Марта Грэм и Мерс Каннингем в постановке «Письмо миру», 1940. Фотография — Барбара Морган.
В «Appalachian spring» героиня Грэм молодая боязливая жена, переехавшая со своим мужем в новый дом, который им вместе придется и строить. Тут и надежды, и опасения, и защита своей территории, и любопытство, но главное — что героиня Грэм тут очень человечная и живая. Но для Грэм нетипичны слабые героини. Она всегда искала персонажей, которые близки ей по духу и которые было бы интересно сыграть на сцене.
Свое вдохновение она нашла в древнегреческой мифологии: ее Медея («Cave of the heart»), Иокаста («Night journey»), Ариадна («Errand to the maze»), Клитемнестра («Clytemnestra»), Федра («Phaedra»), или Гекуба («Cortege of eagles») подчеркнули уникальность ее таланта и остроту ее ума. Практически все эти героини в изначальных текстах древнегреческих авторов были второстепенными персонажами: никто не задумывался о том, какова была трагедия матери Эдипа, как Иокасте пришлось жить с осознанием всего того ужаса, что она натворила, и того, что жизнь потом натворила с ней — ее чувства Софоклу не важны. Но Грэм выводит этих героинь на первый план. Она рассказывает их историю: историю матерей, похоронивших своих детей, совершивших ужасные поступки, жен, пожертвовавших всем ради любви. В 73 года она рассказывает историю Гекубы, той самой Гекубы, матери Париса и Гектора, которые пали при взятии Трои. Она словно воздает дань уважения этим сильным женщинам, которые в литературных произведениях всегда оставались в тени героев-мужчин, но испытания, которые выпали на их долю и которые им пришлось вынести, порой требовали большего мужества.
Марта Грэм в постановке "Пещера сердца", Martha Graham Resources, Library of Congress, Music Division.
Марта Грэм в постановке "Ночное путешествие", 1946
Марта Грэм и Пол Тейлор в постановке "Клитемнестра", 1960. Sam Falk/The New York Times
Марта Грэм в постановке "Федра" (1962). Credit Martha Swope/Noguchi Museum
Она создала свою собственную технику, которая носит ее имя, и является по сей день основополагающей в танце-модерн. Без «техники Марты Грэм» не вырастает ни один профессиональный танцовщик. Она была первой, кто попытался структурировать движения в некую систему, что до нее не сделали ни Дункан, ни Сен-Дени. Основу ее техники, «contraction-release» — «сжатие и расслабление», танцовщики пытаются постичь годами.

Ее труппа — Martha Graham Dance Company — существует до сих пор, и не просто «доживает на угасающей славе великой Марты», а продолжает усердно работать и имеет огромный успех. Почти все ее основные постановки до сих пор стоят в репертуаре, а все старые и неактивные — зафиксированы и не потеряны. Про нее продолжают писать книги, хотя с того момента, как ее не стало, прошло уже 24 года, и что самое удивительное — книги эти не про ее бурную личную жизнь и скверный характер, но про новые попытки интерпретировать ее творчество и вклад в мировое искусство.

Марта Грэм первая показала Америке, что неклассический танец может быть интеллектуальным, она расширила горизонты танца, она была единственной, кому удалось успешно совместить в своей жизни исполнительскую, постановочную и педагогическую деятельность. Ее работы Грэм не устарели ни по технике, ни по сюжетам, и она продолжает вдохновлять каждое новое поколение артистов. Может, в истории она и не «первая леди танца-модерн», но по праву именно она — «Великая Марта».
Что почитать о Марте Грэм?
1. «Blood memory» — автобиография Грэм, в которой присутствует доля самолюбования, но ведь не без причины. Законченная незадолго до смерти, книга охватывает почти всю жизнь, чем и интересна.
2. Агнес де Милль «Martha: The life and work of Martha Graham». Книга, написанная американским хореографом и по совместительству близкой подругой Грэм, к удивлению, очень объективна и лишена пафоса, но дает нам также анализ ее творчества с точки зрения того, кто в ее творчестве чертовски здорово разбирается.
3. Альбом фотографий бессменного придворного фотографа Грэм Барбары Морган: «Martha Graham: sixteen dances in photographs». Текстов почти нет, но рассмотреть вблизи многие почти забытые постановки Грэм в отличном качестве кажется бесценным.
4. Книга Марко Франко «Martha Graham in Love and War: The life in the work» посвящена четырем важным постановкам («Американский документ», «Весна в Аппалачинских горах», «Ночное путешествие» и «Путешествие»), где автор размышляет о том, как Грэм жила и творила в военное время, и как ее работы на самом деле отражали ее отношение к политике. Вдобавок большой акцент уделяется ее творческому союзу с Эриком Хокинсом.
5. Добротная биография Грэм, с самого детства, минуя все успехи и провалы (о да! такие бывали), написанная грамотным составителем биографии Расселом Фридманом «Martha Graham: a dancer's life», расставит все точки над i, но лучше после нее сразу прочесть вторую книгу из нашего списка.
P.S.: 28 ноября 2015, в 13 часов, в Центре Документального Кино, в рамках фестиваля "Context", пройдет творческая встреча с директором труппы Марты Грэм Джанет Эйлбер. Встреча будет предварена небольшой лекцией Виты Хлоповой о творчестве Марты Грэм. Регистрация на событие - тут.

Помочь проекту
Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи
Made on
Tilda