Время-вода
«Косой дождь» швейцарской компании Alias на фестивале Territoria.
Текст — Арина Ильина
Расставьте ноги шире плеч. Положите кисти рук на пол и переместите их в сторону за левую ступню. Перенесите вес тела на руки. Перетащите ступни по полу, совершив поворот на 180 градусов. Не поднимая корпус, повторяйте перемещение, пока полностью не забудете, откуда вы пришли в этот мир.
Помимо подобных переворотов швейцарский хореограф бразильского происхождения Гильерме Ботело нашел десятки других способов пересечь сцену. В течение часа под атмосферную ambient-музыку 14 артистов ползли, катились, шли и бежали то лицом, то спиной, то вставая, то падая, из левой кулисы в правую, создавая впечатление бесконечного числа участников этого медитативного действия. Больше в спектакле не происходит ничего, лишь непрерывное движение слева направо в разном темпе в разной технике.

Однако, простота режиссерской мысли обманчива и нацелена на плотную психотерапевтическую
работу со залом.

По мере нарастания интенсивности действия мозг зрителя начинает анализировать физику движений и понимает, что артистам не так уж просто соблюдать баланс и держать контроль над траекторией даже во время простых перекатов; через 15 минут зритель впадает в транс и затягивается в поток энергии, циркулирующей на сцене. А в это время где-то хитро улыбается Гильерме Ботело, выходец из семьи психологов и психиатров.

Космический ambient, нуарная подсветка и смена темпа перекатов и перебежек в итоге стирают
границы между сознанием и бессознательным. В какой-то момент мозг не успевает до конца обрабатывать увиденное и достраивает пробелы собственными ассоциациями. Так, в ускоряющемся беге на четвереньках вместо людей упорно начинают видеться муравьи и другие насекомые, а катящиеся кубарем артисты на глазах превращаются в бесформенное перекати-поле. Плющом стелющиеся проезды и змеиные поползновения в итоге «эволюционируют» в ходьбу и бег homo sapiens, но и прямоходящих в итоге смывает потоком времени, унося обнаженные (в прямом смысле, без одежды) души куда-то обратно в крутящееся колесо сансары.
Гильерме Ботело играет здесь не только с сознанием, но и с анатомией зрителя. Как только
смотрящий впадает в необратимый гипноз от бесконечного течения движения, его взгляд резко
врезается в остановившееся тело, буквально ломая в дребезги вестибулярный аппарат, только-
только привыкший к головокружению. Пока все артисты продолжают стремительно продвигаться
слева направо, один вдруг замирает, оказываясь камнем, обтекаемым рекой. Так в «Косом
дожде» полная остановка движения становится полноценной запоминающейся сольной партией.
Впрочем, соло заканчивается так же внезапно, как и начинается: артист просто ныряет обратно в
поток движущихся тел, будто умирая и возвращаясь к предкам.

Удивительно, что серьезная тема цикличности жизни и смерти вырастает из простого повторения
простых (т.е. доступных каждому) движений. Своим философским «Косым дождем» Гильерме Ботело стирает различие между «просто» и «сложно». Чисто технически довольно сложно даже то, что в такой простой режиссуре ни один артист не останавливается ни на одну из 60 минут, вновь и вновь перебегая за сценой, чтобы вернуться в левую кулису и продолжить своё передвижение в правую. И этот не видный для зрителя бег за сценой вдруг становится метафорой бесконечного перерождения после смерти.
Made on
Tilda