Фестиваль «Территория»:
«Вакуум» Филиппа Сэра
Фестиваль «Территория» открылся танцевальным перформансом швейцарца Филиппа Сэра «Вакуум». На спектакле, завершающим трилогию «Сценические инструменты», побывала Марина Зимогляд
В мраке тесного зала филиала театра Пушкина светятся две люминесцентные трубки.
Разместившись и привыкнув к темноте, зрители какое-то время ничего, кроме света трубок, не видят. Постепенно появляются какие-то выпуклости, появляются и исчезают. И вот уже становится очевидно, что это человеческая плоть. Напоминает черно-белую фотографию. Когда видишь какой-то изгиб, складку, выпуклость, и воспринимаешь его как причудливый ландшафт. Непонятно, что это: коленка, бедро, попа, предплечье или подмышка?

И вот возникает спина. Совершенная, как у «Раба» Микеланджело, или словно увиденная на потолке
Сикстинской капеллы. Люминесцентное освещение подчеркивает рельеф и объем, но в то же время делает живую плоть абстрактной материей. Выпуклый позвоночник, пучки расходящихся мышц, бороздки ребер и округлость ягодиц кажутся одновременно поверхностью какой-то незнакомой живой планеты, с дышащими впадинами и холмами. А потом вдруг у оказывается, что у спины есть завершение в виде вихрастой мальчишеской головы. Она жутковато торчит из темного проема, словно из входа в дантовский ад.

Вторая спина дополняет первую, они теснятся в узком проеме света ламп, спины сменяются бедром, потом появляется рука, согнутая в локте. Все заканчивается полным блэкаутом, и перед зрителями уже раскланиваются два обычных парня в трениках и футболках.

После поклонов показали видеоверсию спектакля «Затмение», где три героя — два парня и девушка — лежат на полотенцах, пока на них не начинает сыпаться черный уголь. И все действие становится подвижной графической композицией, взаимодействием черного и белого.
Несмотря на разницу в сюжетах и приемах, обе работы объединяет один прием: живое движущееся тело становится знаком, элементом композиции, пластической загадкой. Этот принцип прорастания символа из казалось бы, обычного, и составляет художественный принцип современного художника Филиппа Сэра.
Made on
Tilda