"Connect to your passion to move"
Елизавета Кабаева — молодой исследователь буто и израильского современного танца — сделала для нас материал, который поможет вам лучше разбираться в том, что из себя представляет знаменитая техника Охада Наарина Gaga.
Когда читаешь работы исследователей танца об Охаде Наарине и его танцевальном языке Гага, очень часто встречаешь одни и те же слова: floating, sensations, shake/vibration, explosion. Нередко у критиков, которые пишут о каком-либо спектакле Наарина, при попытках вербализировать движение танцовщика могут получаться довольно противоречивые описания. Например, говоря о мягкости пластики артиста, подчеркивая уязвимость, критик тут же может писать об усилии (effort), физической мощи и эмоциональной силе. Гага поражает контрастами. Пожалуй, это одна из ключевых особенностей этого танцевального языка, но далеко не единственная.
Можно сказать, что официально Гага — это movement language. Так решил Охад Наарин, который «запатентовал» свой язык движения. Была создана организация Gaga Movement Ltd., имеющая свой сайт, зайдя на который любой интересующийся сможет узнать о текущих и предстоящих классах и интенсивах, и ознакомиться со списком сертифицированных преподавателей. А если вы вдруг соберетесь на класс, то перед началом вас могут попросить подписать бумагу, согласно которой вы обязуетесь не проводить классы Гаги без ведома организации.

Иногда Гагу называют импровизационной техникой. На мой взгляд, слово «техника» суховато для определения практики Гаги, поскольку она имеет дело с интроспекцией, соматическими методами познания себя через движение. Да и самому Охаду слово «техника» не сильно симпатично, если верить его интервью. Но раз уж кто-то решил назвать Гагу техникой, тогда она имеет определенную систему и столпы, на которые эта система опирается. Если Гага — это танцевальный язык, тогда, как и любой язык, Гага представляет собой знаково-коммуникативную систему. Нельзя сказать, что Гага в этом плане чем-то обделена. Столь часто встречающиеся в работах исследователей творчества Наарина слова floating, sensations, shake, effort можно назвать важными категориями системы и лексическими единицами танцевального языка Гага. Но все же нужно иметь в виду, что Гага размывает конвенциональные границы того, что в танце принято называть техникой. Об этом речь зайдет несколько позже.
Mr. Gaga
Имя израильского хореографа Охада Наарина очень значимо для истории современного танца. Театры стремятся перенести на свою сцену его постановки, фестивали современного танца всегда рады возможности записать в афишу спектакль труппы Батшева, а танцовщики и хореографы со всего мира мечтают стать участниками Gaga Intensive в Тель-Авиве. Сам Охад по традиционным меркам профессионально танцем начал заниматься очень поздно. В 22 года талантливого юношу взяли в танцевальную компанию Батшева, созданную в Израиле Мартой Грэм и баронессой Батшевой де Ротшильд. Вскоре Охад решил развивать свой творческий потенциал за пределами Израиля и уехал из Страны. За время своих творческих поисков Охад успел поучиться в Джульярдской школе и Школе американского балета, поработать с Мартой Грэм, Морисом Бежаром и начать разрабатывать свой собственный танцевальный язык. Наарин вернулся в Израиль уже в 1990 году, чтобы возглавить компанию Батшева. Именно с этого момента начинается новая история танцевальной компании, ставшей одной из известнейших в мире. Подробнее с биографией Охада Наарина можно ознакомиться, посмотрев документальный фильм Томера Хейманна «Mr. Gaga».
Батшева — интернациональный коллектив, на базе которого существуют две труппы. Помимо основной труппы (Batsheva Dance Company), есть Ансамбль Батшевы (Batsheva — The Young Ensemble) для танцовщиков от 18−24 лет. Ежегодно в Ансамбль Батшевы проводится просмотр. Конкурс на место очень серьезный. Из огромного количества танцовщиков, приезжающих попытать своё счастье, в Ансамбль попадают 2−3 человека.Отбирает артистов сам Наарин. Охад говорит, что ему хочется видеть, как танцовщик получает удовольствие от танца.

Last work, хореограф Охад Наарин
Фото — Gadi Dagon
Ему важно понимать, что танцовщик может прочувствовать, а не представить движение. Ему нравятся танцовщики, в которых еще жив ребенок: если танцовщик готов посмеяться над собой, может быть самим собой и способен посредством движения передать свои искренние чувства. «Gaga is about being untamed and available» — не нужно бояться своей внутренней энергии и подлинных эмоций, необходимо открыться своему истинному Я и тогда уже можно открыться миру.

Батшева не располагает большим штатом артистов и не стремится к этому. В постановках заняты все танцовщики и ротаций в составах, как правило, не бывает. Среди артистов нет ведущих, вторых, третьих солистов — ценится индивидуальность каждого исполнителя, а исполнители в Батшеве очень яркие, обладающие гипнотической пластикой, которую они развивают благодаря ежедневным классам Гаги.
"Connect to your passion to move"
Фото взято с сайта компании Batsheva
Гага имеет два направления. Gaga/people- это класс, рассчитанный на тех, кто обладает небольшим танцевальным опытом или же вовсе им не обладает. На этой базе проводятся классы и для людей с особенностями развития. Ведь один из основных принципов Гаги заключается в том, что танец доступен всем и каждому. Gaga/dancers представляет собой класс для тех, кто располагает более обширным танцевальным опытом. И в Gaga/people, и в Gaga/dancers главенствуют общие правила и принципы. Для танцовщиков класс Гаги может иметь реальное практическое значение: она помогает расширить понимание возможностей тела, даже если танцовщик существует в рамках

Занятие по технике Гага
Фото — Gadi Dagon
того танцевального опыта, с которым он пришел на класс. Гага учит, как можно разнообразить движение и как в этом могут помочь танцевальные техники, которыми тело уже владеет. При этом предполагается, что танцовщик развивает свой собственный подход к движению, поскольку класс фокусируется на интроспекции.

Класс Гаги представляет собой импровизацию, но участники при этом руководствуются инструкциями, предлагаемыми преподавателем. Инструкции базируются на двух важнейших для практики Гаги понятиях: images и sensations. Images и sensations – это директивы, с которыми работает участник класса. Такие директивы могут звучать, например, следующим образом: "почувствуйте, как магма течет внутри вашего тела" или "представьте, что ваша грудная клетка – это пустая парящая в воздухе коробка". В данном контексте интересно сравнить этот метод Гаги с одним из методов танца буто, который направлен на стимуляцию работы правого полушария головного мозга, основной сферой специализации которого является интуиция. В случае с буто танцовщикам необходимо представить действующими на своем теле ряд команд, который может содержать следующие директивы: двигаться, но не ходить, между небом и землей; лезвия бритвы на подошвах ног; бассейн, наполненный кислотой, балансирующий на голове и.т.д. Левое полушарие, отвечающее за логику, не может справиться с такой сложнообрабатываемой информацией, что приводит к доминированию правого полушария над левым и превалированию интуитивного познания себя через движение.
Фото — Gadi Dagon
Директивы на классах Гаги не такие алогичные и пугающие, но, по сути, они направлены на достижение тех же целей — вывести сознание на уровень чувственного познания, исследовать чувствительность и сломать привычный паттерн движения.

Некоторые директивы с течением времени превратились в своего рода условные коды. Существуют команды shake и quake. Знающий участник класса в курсе, что команда shake предполагает не такой высокий уровень вибрации тела, как quake. Есть директива float — нужно прочувствовать, будто вы находитесь в воде или зависли на ее поверхности. Есть термины, обозначающие определенные области тела, которые представляют собой энергетические центры. Например, в Гаге существует такое понятие, как «лена» — это область между ребрами и лобковой костью. Есть устоявшиеся названия для некоторых команд. Например, oba означает что-то, что путешествует внутри тела; biba — оторвите тело от седалищной косточки.
Все эти директивы (images) играют с ощущениями (sensations). Спектр ощущений очень разнообразный, порой, довольно противоречивый. Такие противоречия в Гаге приветствуются. Танцовщики Батшевы поражают своей способностью в движении балансировать на грани разных текстур, состояний и амплитуд, переключаться с импульсивности на деликатность и наоборот.

Любовь Гаги к контрастам отражает еще одна часто звучащая на классах инструкция: «connect effort to pleasure». Она означает, что необходимо отыскать удовольствие в усилии, не терять страсть к движению в состоянии физического напряжения. Экс-танцовщица Батшевы Бобби Джин Смит попыталась отразить этот принцип Гаги в своем соло, которое получило название «A Study on Effort». В этом соло она фокусируется на восприятии тела, пробует разрушить стереотипные представления о совершенстве формы с помощью усилия, практически доводящего тело до физического изнеможения. Работе над этим соло посвящен фильм Эльвиры Линд «Bobbi Jene».

Поскольку Гага в процессе класса предполагает выполнение определенных директивов, которые входят в некую систему, ее можно назвать техникой, но очень условно. Гага дает свободу действия, позволяя участникам класса самим интерпретировать заданные инструкции в зависимости от возможностей тела, воображения и, главное, ощущений. Преподаватель класса Гаги — проводник в мир ощущений. В Гаге есть понятие kagami (яп. 鏡- зеркало), которое подразумевает, что участник класса может смотреть на преподавателя или окружающих его людей, чтобы иметь представление о том, что происходит на классе. Но оно не предполагает, что он будет «зеркалить» движение, как если бы он занимался балетным классом. В процессе класса Гаги акцент делается именно на ощущение, на чувствование заданного состояния, а не на визуализацию движения. Поэтому обязательным условием класса Гаги является отсутствие зеркал.

Российская публика уже знакома с творчеством Охада Наарина. Компания Наарина приезжала в Россию на Чеховский фестиваль, на гала-концерте фестиваля Context. Diana Vishneva Орели Дюпон и Диана Вишнева исполнили B/olero Охада Наарина, в Санкт-Петербурге в рамках DanceOpen гостил Ансамбль Батшевы, а в Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко была перенесена постановка «Минус 16». В этом году фестиваль Context. Diana Vishneva вновь представил работу Охада Наарина. На этот раз это спектакль «Venezuela», мировая премьера которого состоялась в 2017 году.
В работе над материалом были использованы следующие источники:

Einav Katan-Schmid Embodied Philosophy in Dance. Gaga and Ohad Naharin`s Movement Research; New York: Palgrave Macmillan — 2016

Galili Deborah Friedes Inside Batsheva: dancers talk about being part of Ohad’s alchemy; Dance Magazine — Feb. 2012

Quinlan Meghan Gaga as metatechnique: negotiating choreography, improvisation and technique in a neoliberal dance market; Dance research journal — Aug. 2017
Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку
Только лучшие материалы месяца
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda